В соответствии с Информационным письмом Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09.06.2003 № 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 19.05.2003 № 670-9, ПФ РФ от 09.06.2003 № 25-23/5995 «О направлении сведений о размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке» на территории Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) установлен районный коэффициент к зарплате — 1,5.
Однако в ХМАО в соответствии с решением органов власти округа установлен повышенный размер районного коэффициента — 1,7, которым и руководствовались все организации при выплате заработной платы.
Но если исходить из буквального толкования норм действующего законодательства, то теперь органы власти субъекта РФ и органы местного самоуправления имеют право устанавливать повышенный размер такого коэффициента только в отношении организаций, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов. Только тогда эти расходы будут учитываться при налогообложении.
В связи с этим возникают вопросы. Может ли работодатель, используя свое право на предоставление работникам дополнительных гарантий и компенсаций, устанавливать для них повышенный размер районного коэффициента? Является ли применяемый на территории ХМАО коэффициент 1,7, установленный законом субъекта РФ, обязательным для исполнения всеми организациями, действующими на территории округа?
Работодатель вправе устанавливать локальным нормативным актом повышенный районный коэффициент к заработной плате работников в размерах, применявшихся ранее на территории Ханты-Мансийского автономного округа (в данном случае — 1,7).
Действительно, положения ч. 2 ст. 313 ТК РФ позволяют классифицировать вышеназванный коэффициент как дополнительную компенсацию, устанавливаемую предприятием исходя из своих финансовых возможностей.
В то же время согласно ст. 148 Кодекса оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах, не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (в редакции Федерального закона от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации…»). Таким образом, законодательство позволяет регулировать вопросы выплаты районного коэффициента наряду с нормативными актами федерального уровня, коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами.
При этом следует учитывать, что сохранение коэффициента к заработной плате в размере 1,7 (при централизованно установленном 1,5) является правом, а не обязанностью работодателя, поскольку законодательством на него не возложена обязанность выплачивать своим сотрудникам районный коэффициент в размере, установленном законом субъекта РФ для работников бюджетных организаций.