Описание «пространства» контроллинга или его «системы координат» по двум измерениям: количественному или объемному — мере системной сложности задач управления, и качественному — глубине проработки вариантов управленческих решений (см. «ЭЖ» № 39), позволяет построить детализированную «концептуальную карту».
Определив область, в которой может действовать, контроллер получает в свои руки «концептуальную карту» этой «территории» (см. схему).
>
На этой «карте» есть «белые пятна» или малоосвоенные «территории». Однако есть и давно «заселенные земли», куда контроллеры могут случайно забрести, но обитающие там коллеги-управленцы с большой вероятностью посчитают их лишними и любыми средствами попытаются вытеснить со своих «земель».
Ясно, что «территории», занятые харизматическими руководителями-интуитивистами, а также локальными экспертами, не пригодны для деятельности контроллеров. Они объективно здесь не нужны. В этих областях функции контроллеров выполняют другие управленцы, с давних времен прочно их освоившие. Они не испытывают никакого желания делить свои «земли» с новыми участниками управленческих процессов.
Как отмечает Питер Хорват, авторитетный практик в области контроллинга, работать контроллеру при авторитарном стиле руководства (на нашей «карте» это «территория» руководителей, принимающих решения на уровне интуиции) «бессмысленно и демотивированно». Что толку заниматься трудоемкой и квалифицированной работой по глубокой проработке и обоснованию управленческих решений, впустую тратить силы и средства, если окончательное решение все равно будет принято интуитивно.
На таких «территориях» больше ценится интуиция, опыт долго работающих успешных экспертов в отдельных областях управления.
Экипировка локальных управленцев — инструменты и методики, разработанные в их областях знаний (финансовый менеджмент, маркетинг, логистика, теория запасов, операционный и производственный менеджмент, проектный менеджмент и т.д.), а также опыт долгого и успешного использования этих инструментов и сильные экспертные специализированные познания.
В отличие от «территорий» руководителей-интуитивистов и локальных экспертов «территория» контроллеров — это территория компаний, руководители которых верят в полезность контроллинга. Экипировка контроллера — это хорошее знание всех перечисленных выше локальных инструментов, но еще и знание глобального критерия, целевой функции для всего бизнеса. А также возможность и умение добыть и грамотно использовать всю имеющуюся на предприятии информацию для подготовки решений, наилучших с точки зрения глобальных стратегических целей всего бизнеса. Короче говоря, умение извлечь синергетический эффект из комплексного подхода к решению управленческих задач.
Таким образом, чтобы добиться успеха на своей «территории», контроллер должен быть вооружен многими важными инструментами, методами и методиками, необходимыми для подготовки обоснованных управленческих решений. Пример перечня такого «снаряжения» для одного из средних промышленных предприятий — ОАО «Храпуновский инструментальный завод» — приведен в таблице.
>
Контроллер, нуждается в четкой профессиональной идентификации, которая помогла бы отличить его от других управленцев. «Концептуальная карта» контроллинга — это схема «пространства», где проведены «границы» между «территорией», занимаемой контроллером и его коллегами-управленцами.
Детализированная «концептуальная карта» контроллинга позволяет наглядно представить рабочую «территорию» контроллера и границы, за которыми уже находятся другие «территории», а также малоизученные «земли», которые в будущем могут быть освоены.
Как любая модель, «концептуальная карта» является определенным упрощением реальной ситуации, и искушенный читатель сможет предложить еще несколько измерений для «пространства» контроллинга и построить свой вариант такой «карты». В любом случае использование «концептуальной карты» контроллинга помогает управленцам всех уровней лучше уяснить свое место в системе принятия решений на предприятии и место нового специалиста в области управления — контроллера.
К сведению
Практическая необходимость в появлении контроллера на предприятии возникает при увеличении:
· сложности задач управления — в средних, крупных, глобальных компаниях, значительно реже на малых предприятиях;
· необходимой глубины проработки вариантов управленческих решений — при переходе с экспертного на аналитический уровень.