На сегодняшний день в России самыми распространенными организационно-правовыми формами для ведения предпринимательской деятельности являются акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, правовое регулирование деятельности которых постоянно совершенствуется.
При этом вниманием законодателя незаслуженно обделена такая организационно-правовая форма, как сельскохозяйственный производственный кооператив, хотя она необходима для более динамичного и успешного развития одного из приоритетных национальных проектов — «Развитие агропромышленного комплекса».
Членство в сельхозкооперативах
Статьей 15 Федерального закона от 08.12.95 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (далее — Закон) предусмотрен порядок приема в члены сельскохозяйственного кооператива. Для этого необходимо подать в правление кооператива заявление, которое должно содержать:
- обязательства заявителя по внесению обязательного паевого взноса;
- обязательства по соблюдению устава и иных документов кооператива;
- обязательство нести субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в пределах, установленных уставом кооператива;
- место жительства или место нахождения.
Решение о приеме нового члена принимает правление кооператива, после чего оно подлежит утверждению наблюдательным советом кооператива, а при его отсутствии — общим собранием.
При принятии решения об отказе в приеме заявитель может обжаловать его на общем собрании членов кооператива. Если же на этом собрании был также дан отрицательный ответ, то заявление с просьбой о приеме в члены кооператива может быть подано вновь после устранения причин отказа.
В статье 14 Закона указано, что в производственных и потребительских кооперативах допускается в соответствии с их уставами ассоциированное членство.
Порядок принятия в ассоциированные члены кооператива не сильно отличается от порядка приема в члены кооператива.
Таким образом, процедура вступления в члены кооператива, предусмотренная Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации», является неоправданно долгой, что не способствует вступлению в сельскохозяйственные кооперативы населения. Также законодательством не определены даже минимальные сроки рассмотрения заявлений, утверждения решений и порядок созыва собрания для обжалования решения об отказе в приеме в члены кооператива.
Статьей 39 Закона предусмотрена обязанность кооператива иметь списки членов кооператива с указанием их фамилий, имен, отчеств, мест жительства и размеров их паевых взносов.
В то же время данной статьей не предусмотрен порядок ведения и хранения списка членов кооператива, а также порядок назначения лица, ответственного за ведение такого списка, что являлось бы подтверждением и гарантией прав членов кооператива.
Органы управления
В статье 20 Закона указано, что общее собрание членов кооператива является высшим органом управления и полномочно решать любые вопросы, касающиеся деятельности кооператива, в том числе отменять или подтверждать решения правления и (или) председателя кооператива и наблюдательного совета кооператива.
Пункт 7 ст. 24 Закона предусматривает, что на общем собрании членов кооператива каждый член имеет право по доверенности представлять интересы одного члена кооператива. Ассоциированный член кооператива, имеющий право голоса, представляет интересы не более трех других ассоциированных членов кооператива, имеющих право голоса.
Буквальное толкование Закона в данном случае недопустимо, так как оно означало бы запрет выдавать доверенности на участие в общем собрании третьим лицам, которые не являются членами кооператива.
Однако такой запрет противоречит п. 2 ст. 1 ГК РФ, в котором указано, что физические и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.
В соответствии с п. 7 ст. 14 Закона ассоциированный член имеет право голоса в кооперативе, однако общее число ассоциированных членов с правом решающего голоса на общем собрании кооператива не должно превышать 20% от числа членов кооператива.
Пункт 1 ст. 25 Закона предусматривает право члена кооператива и ассоциированного члена кооператива обжаловать решение общего собрания.
Таким образом, любой член кооператива, в том числе и ассоциированный, не имевший права на участие в общем собрании, обладает правом обжаловать его решение. Также Закон не запрещает члену кооператива обжаловать решение, которым не нарушаются его права и интересы. Срок для обжалования решений общего собрания не предусмотрен.
Обращение взыскания на имущество кооператива
В соответствии с п. 7 ст. 37 Закона «взыскание по долгам кооператива не может быть обращено на его неделимые фонды, рабочих лошадей и скот, продуктивный и племенной скот и птицу, сельскохозяйственную технику и транспортные средства (за исключением легковых автомобилей), семенные и фуражные фонды».
Однако данная норма может не применяться при получении займа, обеспечиваемого залогом имущества кооператива, если договор заключался на основании решения общего собрания, принятого не менее чем 2/3 голосов от общего числа членов кооператива, и уставом кооператива предусмотрена субсидиарная ответственность членов кооператива в размере не менее чем 20% от их пая.
Данная норма Закона страхует имущество кооператива от его изъятия за долги. Однако при необходимости получения в кредитной организации займа под залог имущества необходим созыв собрания. Эта процедура требует довольно много времени и не гарантирует принятия положительного решения.
Аудиторский союз
Сельскохозяйственный кооператив в обязательном порядке должен входить в один из аудиторских союзов по своему выбору (ст. 31 Закона).
Аудиторская проверка кооператива осуществляется аудиторским союзом, в состав которого входит данный кооператив, один раз в два финансовых года, а в случае если сумма активов баланса на конец отчетного года превышает 100 тыс. МРОТ — каждый финансовый год (п. 2 ст. 32 Закона).
Учитывая, что на сегодняшний день на территории России действующих аудиторских союзов очень мало, а в некоторых регионах их вообще нет, можно столкнуться с проблемой, когда сельскохозяйственный кооператив в соответствии с п. 4 ст. 31 Закона будет обязан ликвидироваться.
Также отсутствие аудиторских союзов приводит к невозможности смены председателя кооператива, так как рассмотрение данного вопроса возможно только после оглашения на общем собрании соответствующего заключения аудиторского союза (п. 13 ст. 26 Закона).
Для развития сельскохозяйственных кооперативов государству необходимо внести изменения в действующие законодательные акты, регулирующие их деятельность, осуществлять финансовую поддержку, создавать условия для повышения квалификации и правовой культуры участников сельскохозяйственной кооперации.
Буква закона
Согласно ст. 1 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» сельскохозяйственным кооперативом является организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива.
В России существует два вида сельскохозяйственных кооперативов: производственные и потребительские.