Районный коэффициент повысить можно

| статьи | печать

Решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 02.08.2005 № 3-43/05 Постановление Верховного совета Якутской-Саха ССР от 28.06.91 № 539-ХII «Об упорядочении районных коэффициентов к заработной плате, пенсиям, стипендиям, пособиям и другим выплатам населению, проживающему на территории Якутской-Саха ССР» было признано противоречащим федеральному законодательству и недействующим. Ранее хозяйствующие субъекты относили повышенные размеры районных коэффициентов в уменьшение налогооблагаемой прибыли.

В связи с принятым решением Верховного суда Республики Саха все организации республики, за исключением учреждений, финансируемых из средств республиканского бюджета, лишаются такой возможности.

Вправе ли хозяйствующие субъекты (бюджетные и внебюджетные) применять повышенный по сравнению с федеральным законодательством размер районного коэффициента, установленный в коллективном договоре?

 

Обозначенная в данном вопросе проблема актуальна для большинства северных субъектов,
на территории которых до 01.01.2005, то есть до вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», применялись повышенные районные коэффициенты, установленные органами государственной власти субъектов РФ.

Согласно изменениям, которые вышеназванный Федеральный закон внес в ст. 316 ТК РФ и ст. 10 Закона от 19.02.93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ.

До принятия соответствующего постановления Правительства РФ к заработной плате работников таких организаций продолжают применяться районные коэффициенты в размерах, установленных нормативными актами РФ и постановлениями Госкомтруда СССР. Таким образом, в настоящее время к заработной плате работников организаций, расположенных в Республике Саха, применяются районные коэффициенты в размерах, определенных Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.64 № 380/П-18 и другими нормативными актами бывшего СССР.

Одновременно органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых за счет средств региональных и муниципальных бюджетов. Затраты на эти цели также осуществляются за счет средств этих бюджетов.

Кроме того, нормативным актом субъекта РФ может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, установленного входящими в него муниципальными образованиями (ст. 316 ТК РФ, ст. 10 Закона от 19.02.93 № 4520-1).

На основании изложенного Законом Республики Саха (Якутия) от 18.05.2005 234-З № 475-III «О размерах районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате в Республике Саха (Якутия)», действующим с 01.01.2005, сохранены повышенные размеры районных коэффициентов к заработной плате только для работников организаций, финансируемых из государственного бюджета республики. Аналогичные законы были приняты и в других северных субъектах.

Иной порядок действует с 01.01.2005 в отношении хозяйствующих субъектов — организаций внебюджетного сектора экономики.

Для работников таких организаций более высокие размеры районных коэффициентов, применявшиеся ранее на территории Республики Саха, могут быть сохранены исходя из финансовых возможностей работодателей коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными правовыми актами работодателей, трудовыми договорами.

Что касается вопросов налогообложения указанных коэффициентов, то в соответствии со ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные законодательством РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

В частности, согласно п. 11 ст. 255 (в редакции ФЗ от 22.08.2004 № 122) к ним относятся надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях.

В этой связи, на наш взгляд, действующее налоговое законодательство позволяет отнести выплаты по районному коэффициенту, установленному коллективным договором и выплачиваемому работнику на основании трудового договора, к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли.