Особенности национального правосудия

Утверждена программа развития судебной системы на 2007—2011 годы
| статьи | печать

Принят документ, который определит ход судебной реформы в нашей стране в ближайшие годы, — Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2007—2011 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 21.09.2006 № 583.

 

Судебная реформа, начавшаяся в нашей стране в 90-е годы, очевидно, еще далека от завершения. Практика показывает, что россияне, исчерпав все возможности национальной системы правосудия, все чаще обращаются в Европейский суд по правам человека. Причем выплаты Российской Федерации по решениям Европейского суда растут с каждым годом. Так, в 2005 году государственной казне пришлось раскошелиться на 614 733 евро, 5540 английских фунтов и 140 546 рублей. Конечно, эти суммы невелики, но речь идет о репутации государства.

По мнению авторов Программы, этот факт говорит о неэффективной работе российских судов и низком качестве принимаемых ими судебных актов. Неудивительно, что опросы общественного мнения свидетельствуют о недоверии граждан к судебной власти. Для того чтобы преодолеть это недоверие, необходимо приблизить отечественное судопроизводство к мировым стандартам и внедрить в работу судей информационные технологии.

Предложенные Правительством меры предусматривают не только увеличение финансирования судебной системы и проведение организационных мероприятий, но и внесение в законодательство поправок, затрагивающих интересы участников судебных процессов.

Нужен закон о посредниках

 

Прежде всего предусматривается более «равномерное» распределение нагрузки на мировых и федеральных судей. Ведь если на одного мирового судью сейчас может приходиться 114 дел в месяц, то в некоторых районных судах федеральные судьи рассматривают 16,4 дела в месяц.

Поэтому Программа предусматривает, во-первых, упразднение и укрупнение ряда районных судов в связи с небольшим количеством дел, рассматриваемых федеральными судьями, а во-вторых, внесение изменений в Гражданский процессуальный кодекс РФ, для того чтобы передать районным судам общей юрисдикции некоторые категории дел, которые сейчас рассматривают мировые судьи.

Кроме того, чтобы более рационально распределить нагрузку между судами различных уровней, предполагается ввести запрет на обжалование решений по гражданским делам суда первой инстанции в кассационном порядке без предварительного апелляционного обжалования (сейчас истцы и ответчики могут подавать кассационные жалобы, минуя апелляционную инстанцию).

Также будут установлены категории дел, по которым кассационное и надзорное обжалование вообще не допускается (в частности, по делам, которые могут рассматриваться в порядке упрощенного производства).

Снижению нагрузки на судей должно способствовать и появление нового для нашей страны института. Это примирительные процедуры (которые также называются медиацией), применяющиеся в правовых системах некоторых зарубежных государств, например США, Австрии, Германии.

К таким процедурам относятся внесудебные и досудебные способы урегулирования споров, в том числе вытекающих из административных правоотношений. Очевидно, введение нового института потребует принятия федерального закона о медиации (проект которого сейчас разрабатывается). В нем будет прописан статус организаций-медиаторов и регламент их работы.

Новые правила для судей

 

Проект предусматривает введение новых процессуальных правил, которые касаются обязанностей судьи.

1 Для обеспечения прозрачности судебной системы и независимости судей предполагается закрепление следующей процедуры.

Судья, который ведет судебное заседание, будет обязан объявлять лицам, участвующим в деле, обо всех устных и письменных обращениях (даже неформальных), которые до начала судебного разбирательства поступили к нему по рассматриваемому делу.

Эти сведения должны заноситься в протокол. За неисполнение данной обязанности судья должен нести ответственность (о каком конкретно наказании идет речь, в программе не оговаривается).

Предполагается, что указанная мера будет препятствовать оказанию давления на судью и способствовать предупреждению коррупции в судейском корпусе.

2 Чтобы предотвратить конфликт интересов и устранить личную заинтересованности судьи в исходе дела, предлагается запретить участие в рассмотрении дел адвоката, который является супругом, родственником или свойственником судьи.

3 У арбитражных судей должны появиться не только новые обязанности, но и новые полномочия. Как показывает практика, около 70% исков предпринимателей и юридических лиц к налоговым органам удовлетворяются в пользу налогоплательщиков. Это говорит о том, что должностные лица ФНС в своей работе не учитывают принимаемые судами решения и не корректируют в соответствии с ними свою деятельность.

Поэтому в Арбитражном процессуальном кодексе РФ необходимо закрепить право суда выносить частные определения в адрес соответствующей организации или чиновника, нарушившего закон. Должностные лица, которым адресовано частное определение, в свою очередь, должны будут сообщить о выполнении требований суда.

4 Для того чтобы предотвратить нередкие в настоящее время споры по поводу правильности сведений, внесенных в протокол судебного заседания, предлагается обязать судебных работников вести аудиозапись судебного заседания.

Цена вопроса

 

Кроме внесения в законодательство перечисленных поправок, не требующих дополнительных расходов, Программа предусматривает целый ряд мер, которые обойдутся федеральному бюджету в значительную сумму.

К примеру, авторы Программы предлагают создать в районных судах подразделения по приему заявлений и обращений граждан, укомплектованные профессиональными юристами. Эта мера, призванная исключить возможность общения судей и их помощников с участниками процесса до начала разбирательства, потребует дополнительных средств не только на зарплату юристов, но и на оборудование помещений для приемных.

Всего же предполагается организовать 75 тыс. автоматизированных рабочих мест в судах общей юрисдикции и 14 тыс. — в арбитражных судах, ввести систему электронного документооборота, создать более 2 тысяч веб-сайтов судов, где любой желающий сможет найти сведения о назначенных к слушанию делах и вынесенных судебных актах, обзоры и обобщения судов по различным категориям дел, то есть те сведения, которые часто бывают необходимы сторонам процесса для того, чтобы оценить свои шансы на успех.

На все это из средств федерального бюджета в 2007—2011 годах предлагается выделить 48411,3 млн рублей, в том числе в 5989,7 млн рублей в 2007 году. Отразятся ли эти финансовые вливания на качестве работы судов, покажет время.