Перспективы развития особых экономических зон, опыт реализации уже отобранных проектов, планы по созданию дополнительных туристско-рекреационных и портово-промышленных ОЭЗ, а также возможности использования механизмов государственно-частного партнерства на их территории обсудили участники II Всероссийской конференции «Особые экономические зоны России — новые возможности для инвесторов».
Особые экономические зоны — это перспективное средство для решения задач по привлечению инвестиций, диверсификации и выводу российской экономики на инновационный путь развития. ОЭЗ — не новый инструмент для России: статусом особой зоны у нас уже наделяли Находку, Ингушетию, Магадан, Калининград. Но тогда зоны выполняли скорее функцию механизма «тушения пожара» в экономике региона.
В большинстве случаев ОЭЗ как инструмент экономической политики применялись неэффективно из-за недостаточной законодательной проработки условий их формирования. Сегодня ситуация другая. Изменился порядок отбора заявок на их создание.
Дальнейшее развитие законодательства в сфере ОЭЗ, по мнению замруководителя аппарата Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Госдумы Дмитрия Криницкого, видится в разработке правовых основ зон сервисного типа. В мире их доля — порядка 9% от общего количества существующих зон. К числу таковых в нашей стране наряду с туристско-рекреационными могут быть отнесены международные портовые ОЭЗ. Закон о них в конце ноября уже поступит на рассмотрение в Правительство и скорее всего будет принят в
Как подчеркивали чиновники, портовые ОЭЗ — это не только обособленная географическая территория, но и система преференций, позволяющая обеспечить интенсивный экономический рост портового хозяйства. Они могут создаваться в рамках существующих морских, речных и грузовых терминалов международных аэропортов. В отличие от других ОЭЗ для портовых срок функционирования увеличен до 49 лет.На их территории также будет использоваться режим свободной таможенной зоны.