Выставочная деятельность в России развивается бурными темпами. Ею охвачены все крупные города: экспозиции устраиваются на стадионах, в гостиницах, кинотеатрах, рынках... В чем причина такой активности?
Об этом разговор с президентом Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ), генеральным директором ОАО «Ленэкспо» Сергеем Алексеевым.
— Сергей Павлович, вы уже 20 лет руководите выставочной компанией, 15 лет возглавляете Союз. Чем, по вашему мнению, вызван подъем в отрасли?
— Все дело в развитии отечественной экономики. Сегодня «произвести» — не самое важное, нужно еще и продать свой товар или услуги. И человечество не придумало другого инструмента торговых коммуникаций, кроме ярмарок и выставок. В прошлом году в нашей стране было проведено более 1300 торгово-промышленных экспозиций, в которых участвовало 130 тыс. фирм из 106 стран мира, посетили их почти 12 млн человек.
Есть во всем этом и вклад Российского союза выставок и ярмарок, которому исполняется 15 лет. Без преувеличения можно сказать о достойном вкладе его членов в развитие экономического потенциала страны, становление цивилизованных отраслевых рынков.
Ныне стало очевидным, что период роста закончился: выставочно-ярмарочная деятельность (ВЯД) превратилась в выставочно-конгрессную индустрию, а о том, как далее ее развивать, пойдет разговор 19 октября на второй конференции «Роль ВЯД в развитии экономики России».
— Доводилось слышать, что профессионалы отрасли к одной из основных ee проблем относят избыточное количество центров принятия решений…
— Сегодня одним из главных вопросов становится координация. У нас, как в басне, вечные лебедь, рак и щука тащат участников рынка в разные стороны. Более того, уже два года обсуждается вопрос: кто будет «главным»? В него втянуты министерства, торгово-промышленные палаты, ассоциации. Недавно о лидерстве заявили руководители Московской ТПП, по предложению которых намечено провести парламентские чтения в Госдуме, принять закон о ВЯД. Но профессионалы полагают, что конъюнктурные нормы могут только повредить. Поэтому РСВЯ предлагает заключить соглашение между основными игроками рынка, в котором определить, кто чем занимается. Скажем, МЭРТ обеспечивает госинтересы и финансирование различных выставочных программ федерального уровня, ТПП ориентируют бизнес на участие в выставках, а члены РСВЯ профессионально их организуют.
Подобная схема существует, например, в Германии, и опыт этой страны был бы полезен и в Отечестве.
Однако у нас многое делается по «национальным лекалам». Все федеральные министерства, ведомства и региональные органы управления имеют перечни выставочных проектов, по которым осуществляют частичное финансирование за счет бюджетов. Необходимым условием получения денег является победа в конкурсе, однако многие структуры, выделяющие средства, имеют придворные фирмы и фирмочки, которые, как правило, и выигрывают тендеры.
— Как, по вашему мнению, должна развиваться выставочно-конгрессная деятельность в будущем?
— На состоявшихся в этом году Петербургском, Кубанском, других международных и российских экономических форумах были оглашены факторы и условия, обеспечивающие переход от макроэкономической стабильности в стране к инвестиционному росту. В Сочи министр Герман Греф выделил 11 ключевых инвестиционных инициатив, которые, собственно, и должны определять тематику будущих экспозиций, стать стержнем выставочно-конгрессных мероприятий.