Общественная организация применяет УСН.
Для празднования десятилетнего юбилея со дня своего образования организацией заказано ресторанное обслуживание, закуплены билеты на выступление артистов, приобретены памятные подарки и сувениры для сотрудников (менее 4000 руб. для каждого сотрудника).
Следует ли начислять НДФЛ и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с сумм, затраченных на это мероприятие, если невозможно определить сумму понесенных расходов на каждого работника?
Существует ли понятие «представительские расходы» для «упрощенцев»?
И. Нестерова, Петрозаводск
В соответствии с положениями п. 2 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в общеустановленном порядке, а именно в соответствии с Законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В полной мере указанные организации обязаны выполнять функции налоговых агентов, закрепленные в главе 23 НК РФ, включая исчисление и уплату по принадлежности сумм налога на доходы физических лиц.
Согласно п. 2 ст. 10 Закона № 167-ФЗ объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и базой для начисления страховых взносов являются соответственно объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 НК РФ.
Исходя из положений п. 1 ст. 236 НК РФ обложению ЕСН и соответственно страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование подлежат выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
При определении налоговой базы должны учитываться любые выплаты и вознаграждения (за исключением тех из них, которые освобождаются от обложения на основании ст. 238 НК РФ) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, включая суммы полной или частичной оплаты товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица — работника (в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах, оплату страховых взносов по договорам добровольного страхования и др.). На это указано в п. 1 ст. 237 НК РФ.
В том случае если произведенные организацией расходы могут быть идентифицированы по каждому из получателей (билеты, памятные подарки, сувениры), они должны быть включены в расчетную базу по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на основании приведенных положений п. 1 ст. 237 НК РФ. Если расходы на ресторанное обслуживание осуществляются организациями обезличенно (не за конкретных лиц), они не могут рассматриваться как выплаты и вознаграждения в пользу работников, а потому освобождаются от обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование.
В части налога на доходы физических лиц от обложения освобождаются:
— стоимость подарков и сувениров (они вполне могут быть приняты за подарки) — в пределах до 4000 руб. за весь календарный год, включая ранее полученные от того же работодателя (п. 28 ст. 217 НК РФ);
— расходы на ресторанное обслуживание и прочие затраты, которые не могут быть идентифицированы по каждому из получателей и потому не могут рассматриваться как личные доходы работников (п. 7 Разъяснений Госналогслужбы России от 25.06.92 № ВП-6-03/202, положения которого сохраняют свою актуальность и в настоящее время).
Если стоимость билетов может быть идентифицирована, она должна быть включена в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц по каждому из получателей.
Перечень расходов, которые могут быть учтены при определении объекта налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения, определен в ст. 346.16 НК РФ. Так как в данном перечне представительские расходы не поименованы, то организация не вправе включать данные затраты в расходы, учитываемые при исчислении единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системой налогообложения.