Экономика США сегодня: наступит ли рецессия?

| статьи | печать

Больше полугода американские аналитики находятся в тревожном ожидании спада в экономике США. Первые опасения наступления рецессии появились в конце 2005 г., когда на финансовом рынке произошла так называемая «инверсия» уровней доходности кратко- и долгосрочных казначейских облигаций (US-Treasuries).

 

Тот факт, что доходность 2-летних облигаций на 1 базисный пункт превысила уровень доходности бумаг с 10-летним сроком погашения, предвещал, по мнению экономистов ФРС, неизбежное замедление темпов деловой активности. Подобное развитие ситуации предшествовало последним шести рецессиям в экономике США, и только в двух случаях эти ожидания не оправдались.

Важна продолжительность подобной «инверсии» — переход эпизодического явления в разряд хронических вызвал необходимость более внимательного рассмотрения причин и последствий сложившегося положения.

Сближение уровней доходности началось еще в 2004 г. и продолжалось весь 2005 г. Если в ноябре 2004 г. спрэд между трехмесячными и десятилетними казначейскими облигациями составлял 2,02 процентного пункта, то через год он уже достигал минимального значения в 57 базисных пунктов. Доходности 2-летних облигаций составляли 4,48% годовых, вплотную приближаясь к уровням 10-летних US-Treasuries (4,63%). Сближение кривых продолжалось весь минувший год и за кратким «переворотом», отмеченным 26 декабря 2005 г., стало приобретать характер тенденции. В начале сентября доходности 2-летних облигаций составили 4,84%, в то время как 10-летние облигации торговались уже на уровне 4,82%.

Попытка объяснить ситуацию высокой активностью нерезидентов, проявляющих повышенный интерес к «длинным» бумагам, малоубедительна. По данным Бюро экономического анализа (США), именно в 2005 г. впервые в новом тысячелетии было отмечено сокращение чистого притока иноинвестиций на рынок US-Treasuries: объемы вложений составили 281 млрд дол. против 380 млрд в 2004 г.

Представляется, что причины «инверсии» имеют более фундаментальный характер и кроются прежде всего в самом состоянии американской экономики, вызывающем нервозность у инвесторов и предпринимателей, которые изыскивают альтернативные сферы получения прибыли либо стремятся получить более высокий доход в сжатые сроки.

Последние данные о темпах экономического роста США подтверждают эти опасения. Если в I квартале т. г. темпы прироста ВВП в реальном выражении составили 5,6%, то во II они упали до 2,9%. Замедление произошло вследствие снижения объемов потребительских расходов, прежде всего на предметы длительного пользования, сокращения инвестиций на производство капитальных товаров и капиталовложений софтверных компаний, а также объемов жилищного строительства. Отмечена вялая динамика персональных расходов, увеличившихся во II квартале на 2,6% против 4,8% в I. Росли товарные запасы, объем которых в стоимостном выражении достиг, 58,7 млрд дол. (41,2 млрд в I) — показатель, свидетельствующий скорее о нарастании проблем в национальном хозяйстве США.

Однако наиболее существенным негативным фактором является продолжающееся сокращение сбережений, что обедняет накопительную базу и ведет к полномасштабному спаду.

Дефицит накоплений, сделанных домашними хозяйствами США, составил в июле — июне минус 0,9% и мнус 0,7% реальных располагаемых доходов. Показательно, что эффект отрицательного накопления проявился уже во II квартале – валовые вложения в основной капитал сократились на 4,3%, в то время как еще в I они демонстрировали положительную динамику (+8,8%). Укрепление этой тенденции вызывает падение уровня привлекательности американского финансового рынка для иностранных портфельных инвесторов.

Между тем на мировых финансовых рынках уже длительное время наблюдается избыток ликвидности, ищущей выгодных инвестпредложений. Совокупные накопления пенсионных, страховых и совместных фондов оцениваются в 46 трлн дол., что более чем на 30% превышает показатель 2000 г., а резервы центральных банков удвоились, составив 4 трлн. В результате финансовые потоки направляются в рискованные активы, прежде всего в инструменты развивающихся рынков.

В США эта тенденция получила выражение в росте активности ипотечных, товарных и частных инвестфондов (последние аккумулировали более 80 млрд дол.), которые начали вкладывать средства в акции компаний с высокими рисками и соответствующим уровнем доходности. Наблюдается своеобразная «потеря чувствительности» к рискам, в результате чего разрыв между доходностями «бросовых» облигаций и US-Treasuries составил 3,5 процентного пункта, а риски и проценты годовых к погашению стали определять ситуацию на американском финансовом рынке.

Вместе с тем сохранение низкого уровня процентных ставок на более надежные инструменты, представленные долгосрочными облигациями, благоприятно для компаний реального сектора экономики, осуществляющих долгосрочные капвложения. Солидный пакет заказов накопился в сталелитейной промышленности, в строительной индустрии, у продуцентов средств автоматизации производства. Потребность в обновлении основных фондов зафиксирована в аэрокосмической и оборонной промышленности, у производителей средств обеспечения IT-технологий.

Таким образом, избыток ликвидности в сочетании с неопределенностью перспектив хозяйственного роста вызывает метания инвесторов, чутко реагирующих на выход каждой порции новых данных о состоянии экономики и стремящихся к максимизации прибылей на всех этапах экономического цикла. Использование эконометрических подходов к анализу состояния финансового рынка усиливает опасения близкого спада и укрепляет тенденцию переориентации денежных средств на наиболее прибыльные инструменты.