Правило «20/80» гласит: «20% людей выпивают 80% пива. Примерно такое же соотношение наблюдается в других видах человеческой деятельности». Бизнес — не исключение.
Мировая практика показала: способность к предпринимательству проявляют 10, максимум 20% населения. Но ни у кого не написано на лбу: буду прекрасным менеджером, талантливым банкиром, великолепным маркетологом! Отбор и выбор идут методом проб и ошибок. В США каждый год появляются на свет около 300 тысяч малых предприятий — и более 250 тысяч закрываются. Примерно то же происходит в Германии, Великобритании и т.д.
Зато каков результат! В той же Германии сегодня действует около 3 миллионов 300 тысяч малых и средних компаний — это почти 90% от общего числа всех предприятий в стране. В общей сложности на них занято около 23 миллионов человек — 70% всех работающих в Германии. Доля в ВВП страны превышает 60%. И так повсеместно. В самой крупной экономике мира — американской — доля малого и среднего бизнеса составляет 40—45%. В японской — 52—55%.
Совершенно иная картина в России: в стране с населением в 1,7 раза больше германского действует лишь миллион предприятий малого и среднего бизнеса, которые создают всего 12—13% национального дохода. И скорого роста не ожидается. По словам главы Минэкономразвития Германа Грефа, общее количество потенциальных предпринимателей в России почему-то оценивается лишь в 7 миллионов человек (5% населения) — и «только один из трех жителей страны, желающих открыть собственное дело, действительно начинает его».
Общее мнение исследователей и самих предпринимателей: чтобы заниматься бизнесом в России, нужно иметь железные нервы, здоровые почки, отвагу спецназовца и еще много чего. Согласно исследованию международной организации аудиторских и консультационных фирм Grant Thornton International, Россия — одно из самых не приспособленных для ведения бизнеса государств. 61% российских предпринимателей жалуются на то, что их бизнес сопровождается практически постоянным стрессом. Подавляющее большинство наших бизнесменов не строят долгосрочных планов, так как не уверены в том, что могут удержать его и самостоятельно защитить.
Этого не было еще 10 лет назад: основной «головной болью» бизнеса был тогда бандитский рэкет, но зрела уверенность, что с этой бедой рано или поздно удастся справиться. Сегодня бандитов сменили чиновники и правоохранители и надежда победить это зло испарилась начисто.
Результат катастрофический: в бизнес уже не идет молодежь. Майский социологический опрос выпускников МГУ им. М. В. Ломоносова показал, что 30% из них хотят поступить на госслужбу, еще 30% — в крупные российские или зарубежные компании. Около 25% желают заняться наукой. И лишь 15% готовы строить собственный бизнес.
Заметьте: они еще не пробовали, но уже не хотят. А ведь это МГУ, самая «головастая» наша молодежь. В целом по России ситуация хуже в разы.
И ведь не скажешь, что власть ничего не делает для развития предпринимательства. На недавнем съезде «ОПОРЫ России» Герман Греф отчитывался: увеличен предельный размер доходов, позволяющий перейти на упрощенную систему налогообложения. Восстановлена система патентов. На треть сокращен перечень лицензируемых видов деятельности. На 300 позиций — перечень сертифицируемых товаров. По всей стране создаются бизнес-инкубаторы, и «их необходимо заполнить лучшими стартующими компаниями…». И так далее, и тому подобное.
Но вот решение простого вопроса об отмене контрольно-кассовой техники там, где она не нужна, упирается в межведомственную несогласованность (МЭРТ — «за», а что толку?). Несколько лет малый бизнес просит облегчить ему доступ к услугам естественных монополий — вопрос «завис». Не принимаются поправки к Закону о приватизации с целью упростить «малышам» доступ к нежилым помещениям. Перечень можно продолжать до бесконечности. Греф даже пообещал бизнесменам учреждение Всероссийского дня предпринимателя, этакого аналога «Восьмого Марта», с вручением цветов и подарков за целый год.
А требуется совершенно обратное: развитие малого и среднего предпринимательства должно стать постоянной и приоритетной заботой всех уровней власти, нужды и жалобы малого бизнеса — рассматриваться в первоочередном порядке на всех ее этажах. Сегодня малый бизнес зависит от муниципалитетов, в чьих руках все рычаги. Но именно сверху должен прийти новый импульс. В России это обязательный элемент успеха.
А ведь времени для того, чтобы переломить негативные тенденции, остается все меньше. Уже шесть лет Россия переживает один из самых «тучных» периодов своей истории, опираясь на глобальный сырьевой бум. Но из Библии известно: за семью тучными коровами всегда следуют семь тощих, за семилеткой процветания — такой же период спада…