Поставщик привозит нам щебень своим транспортом, представляя счета-фактуры, а также накладные ТОРГ-12 и ТТН. Однако товарно-транспортные накладные заполнены неверно — строки «грузоотправитель», «грузополучатель» и «плательщик» не соответствуют данным счета-фактуры. Дело в том, что наш контрагент получает груз у третьей организации и сразу везет его нам. ТТН заполняет третья организация, указывая свои реквизиты как грузоотправителя и реквизиты нашего поставщика как плательщика и грузополучателя. В то же время в договоре с нашим контрагентом другие организации не упоминаются. Поставщик утверждает, что нам товарно-транспортные накладные не нужны и вообще данные документы предназначены только для внутреннего пользования. Так ли это? Есть ли разъяснения Минфина РФ по данному вопросу?
С. Пономарева,
ООО «Спецконструкция»
Отметим сразу: поставщик не прав, что следует, в частности, из Письма МНС РФ от 22.04.2004 № 22-2-16/757 «О применении товарно-транспортных накладных налогоплательщиками, оказывающими автотранспортные услуги». При подготовке ответа на ваш вопрос были также использованы Закон от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон), Постановление Госкомстата РФ от 28.11. 97 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте», а также ныне действующая Инструкция Минфина СССР, Госбанка СССР, ЦСУ СССР, Минавтотранса РСФСР от 30.11.83 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» (далее — Инструкция).
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными первичными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Такие документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать необходимые реквизиты (п. 1, 2 ст. 9 Закона).
Форма товарно-транспортной накладной (форма № 1-т) утверждена Постановлением № 78. Согласно разделу 2 Приложения к нему данная форма предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.
Согласно п. 2 Инструкции перевозка грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях осуществляется только при наличии оформленной ТТН. При этом грузоотправителям запрещается предъявлять, а автотранспортным предприятиям или организациям принимать к перевозке грузы, не оформленные данными документами. Это требование распространяется на все виды перевозок грузов, выполняемых грузовым автотранспортом, независимо от условий оплаты за его работу, за исключением перевозок грузов, по которым не ведется складской учет и не организован учет путем замера, взвешивания, геодезического замера.
ТТН является единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета (п. 6 Инструкции). Она составляется грузоотправителем на каждую поездку для каждого грузополучателя в отдельности с обязательным заполнением всех реквизитов, необходимых для полноты и правильности проведения расчетов за работу автотранспорта, а также для списания и оприходования товарно-материальных ценностей. При этом основным первичным документом учета работы грузового автомобиля является путевой лист, форма которого также утверждена Постановлением № 78.
Применение ТТН и путевых листов неустановленной формы не допускается.
Составление товарно-транспортных накладных по форме № 1-т, а также заполнение всех предусмотренных данной формой реквизитов является обязательным.
Необходимо отметить, что перевозки однородных грузов от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя на одно и то же расстояние при условии сохранности груза могут оформляться одной товарно-транспортной накладной суммарно на всю работу, выполненную автомобилем в течение смены. При этом оформление промежуточных ездок производится выдачей грузоотправителем водителю автомобиля талона на каждую отдельную ездку.
Такой талон действителен только на день выдачи и заполняется в трех экземплярах, из которых: первый остается у грузоотправителя; второй — у водителя; третий — у грузополучателя. При выполнении последней ездки грузоотправитель вместо выданных талонов оформляет ТТН на все количество перевезенного груза, а талоны, на основании которых составляется товарно-транспортная накладная, подлежат уничтожению.
Реквизиты талона устанавливаются по согласованию между автотранспортным предприятием, грузоотправителем и грузополучателем и должны содержать сведения, учитывающие количество перевозимого груза, а также время работы автомобиля, время простоя по каждой ездке и другие показатели, необходимые для последующего внесения этих данных в ТТН.
Таким образом, вам следует потребовать от поставщика (который, как следует из предоставленной информации, является одновременно перевозчиком) составления товарно-транспортных накладных установленной формы. В этих ТТН ваш поставщик должен фигурировать в качестве грузоотправителя, а ваше предприятие — как грузополучатель. Это вам необходимо для надлежащего оприходования и учета получаемых грузов.
Если вы получаете от поставщика однородные грузы, перевозимые на одно и то же расстояние, то для упрощения документооборота можно использовать ограниченное количество ТТН с применением талонов.