Инвентаризация имущества: работаем «по-крупному»

| статьи | печать

Действующее законодательство придаёт инвентаризации огромное значение. С целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности организации в течении года регулярно проводят инициативные и обязательные инвентаризации, в ходе которых проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества и обязательств организации.

 

Общие положения

 

Инициативные инвентаризации проводятся в соответствии с приказами руководителя организации, в которых должны быть определены порядок и сроки проведения инвентаризации.

Обязательные инвентаризации проводятся помимо инициативных. Случаи проведения обязательных инвентаризаций установлены, в частности, Законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Согласно п. 2 ст. 12 данного Закона проведение инвентаризации обязательно, например:

  • при передаче имущества в аренду, его выкупе, продаже;

  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

  • при смене материально ответственных лиц;

  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества.

При проведении инвентаризации, документальном оформлении и отражении ее результатов в бухгалтерском учете необходимо руководствоваться Законом о бухучете, Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.95 № 49 (далее – Методические указания), Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Приказ Минфина РФ от 29.07.98 № 34н), Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.98 № 88 (в редакции от 03.05.2000), утвердившим формы документов, оформляющих результаты инвентаризации.

В Методических указаниях под имуществом понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, запасы, готовая продукция, товары, денежные средства и прочие финансовые активы.

Целью инвентаризации имущества является выявление (проверка) его фактического наличия. После того как фактическое наличие установлено, данные инвентаризации сравниваются с соответствующими данными бухгалтерского учета.

В ситуации, когда инвентаризационная комиссия проверяет наличие имущества по списку, подготовленному бухгалтерией организации, и заканчивает свою работу,   после того как в списке все позиции отмечены как имеющиеся в наличии, существует опасность неучета излишков и, как следствие, признание результатов инвентаризации недействительными.

В данном случае производится не проверка фактического наличия имущества, а сопоставление данных бухгалтерского учета с фактическим наличием.

Инвентаризация имущества проводится в следующей последовательности.

1. Руководитель организации утверждает порядок проведения инвентаризации имущества и персональный состав инвентаризационной комиссии.

2. Материально ответственные лица дают расписки о том, что все поступившие и выбывшие ценности оформлены документами, которые к началу инвентаризации переданы комиссии или в бухгалтерию.

3. Председатель комиссии получает и визирует приходные и расходные документы о движении имущества.

4. Комиссия в полном составе, при обязательном участии материально ответственных лиц, приступает к работе, в ходе которой фактическое наличие имущества определяется путем подсчета, взвешивания, обмера. Соответствующие сведения записываются в инвентаризационные описи, составляемые в двух экземплярах. Порядок оформления описей приведен в Методических указаниях. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными (п. 2.3 Методических указаний). Вследствие этого, если хотя бы один из утвержденных членов комиссии в силу различных причин не может принять участие в инвентаризации, его следует заменить, оформив это приказом руководителя.

5. В случае выявления расхождений между данными инвентаризационных описей и данными бухгалтерского учета (излишек, недостача, порча) составляются сличительные ведомости, а в бухгалтерском учете осуществляются записи, приводящие их в соответствие.

Излишек

 

В бухгалтерском учете излишек имущества подлежит зачислению на счет 91 субсчет 1 «Прочие доходы» по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации. В целях налогообложения доход в случае излишков также оценивается исходя из рыночных цен (п. 5, 6 ст. 274 НК РФ). Различие между учетами проявляется в расходах. Дело в том, что при списании излишков (например, сырья) в производство они учитываются:

– в бухгалтерском учете по рыночной стоимости;

– в налоговом учете исходя из суммы налога на прибыль, исчисленного с рыночной цены (п. 2 ст. 254 НК РФ).

ПРИМЕР 1

 

В мае 2006 года по результатам инвентаризации выявлен излишек сырья в количестве 100 кг. Его рыночная стоимость — 1000 руб./кг. Излишек сырья был передан в производство. В мае 2006 года готовая продукция, при изготовлении которой был использован данный излишек, была реализована.

В бухгалтерском учете в мае 2006 года могут быть сделаны следующие записи:

Дебет 10 субсчет 1 «Сырье и материалы» Кредит 91 субсчет 1 «Прочие доходы»

— 100 000 руб. (100 кг х 1000 руб./кг) — оприходован излишек сырья в соответствии со сличительной ведомостью результатов инвентаризации

Дебет 20 Кредит 10 субсчет 1 «Сырье и материалы»

— 100 000 руб. — сырье передано в производство.

В бухгалтерском учете расход 100 000 руб., а в налоговом — 24 000 руб. (100 000 руб. х 24%). Поскольку разница в 76 000 руб. (100 000 руб. —  24 000 руб.) не будет участвовать при расчете прибыли в налоговом учете ни в каком отчетном периоде, то у организации в бухгалтерском учете возникает постоянная разница (п. 4 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»), которая приводит к соответствующему постоянному налоговому обязательству (п. 7 ПБУ 18/02):

Дебет 99 Кредит 68

— 18 240 руб. (76 000 руб. х 24%) — отражено постоянное налоговое обязательство.

Недостача в пределах норм

 

В бухгалтерском учете недостача имущества в пределах норм естественной убыли относится на издержки производства или обращения. В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов стоимость недостающего имущества отражается по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в корреспонденции с кредитом счетов соответствующего имущества (счет 10 «Материалы», счет 41 «Товары», счет 43 «Готовая продукция» и т.д.).

В налоговом учете потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, учитываются в составе материальных расходов (подп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ).

В соответствии со ст. 7 Закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ разрешено впредь до утверждения норм естественной убыли в порядке, установленном подп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ, применять нормы естественной убыли, утвержденные ранее соответствующими федеральными органами исполнительной власти. При этом действие данной нормы распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2002.

ПРИМЕР 2

 

Организацией торговли по результатам инвентаризации выявлена недостача товаров в пределах норм естественной убыли на сумму 2000 руб.

В бухгалтерском учете будут произведены следующие записи:

Дебет 94 Кредит 41

— 2000 руб. — списана недостача товаров

Дебет 44 Кредит 94

— 2000 руб. — недостача отнесена на расходы.

Недостача сверх норм

 

В ходе инвентаризации может быть выявлена недостача имущества сверх норм. В этом случае в бухгалтерском учете она относится на счет виновных лиц. Если же виновные лица не установлены либо суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи списываются на финансовые результаты организации (подп. «б» п. 3 ст. 12 Закона от 21.11.96 № 129-ФЗ).

В налоговом учете убытки от недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены, могут быть учтены в составе внереализационных расходов (подп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ). При этом факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти (в частности, органами прокуратуры, следствия и дознания).

ВНИМАНИЕ!

 

Если налогоплательщик учтет в целях налогообложения убыток от недостачи имущества без соответствующего документального подтверждения, это наверняка приведет к конфликтной ситуации с проверяющими ФНС РФ. А в случае разрешения данного конфликта в суде суд, принимая во внимание подп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ, примет сторону налогового органа.

 

АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА

 

Налоговый орган, проверив налогоплательщика, принял решение о доначислении налога на прибыль, поскольку налогоплательщиком в целях налогообложения был учтен убыток от недостачи имущества без документального подтверждения факта отсутствия виновных лиц. Налогоплательщик обратился с иском в арбитражный суд. Судьи встали на сторону налогового органа, указав, что, поскольку налогоплательщиком не был представлен документ, свидетельствующий о том, что лица, виновные в недостаче имущества, отсутствуют, у него не было оснований включать во внереализационные расходы убытки от недостачи. Следовательно, доначисление налоговым органом налогоплательщику налога на прибыль правомерно.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.11.2004 № А13-3794/04-14)

 

Когда лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, предварительное следствие приостанавливается (подп. 1 п. 1 ст. 208 УПК РФ). Следователь выносит постановление об этом и копию направляет прокурору (п. 2 ст. 208 УПК РФ). На основании подп. 13 п. 2 ст. 42 УПК РФ потерпевший вправе получить копию указанного постановления. Данный документ как раз и подтверждает факт отсутствия виновных лиц.

Имущество, недостача которого обнаружена инвентаризационной комиссией, не было использовано для операций, облагаемых НДС. На этом основании Минфин РФ приходит к выводу о необходимости восстановления НДС, ранее принятого к вычету по такому имуществу.

Так в недавнем Письме Минфина РФ от 31.07.2006 № 03-04-11/132 говорится, что поскольку выбывшие в результате недостачи товарно-материальные ценности при осуществлении операций, облагаемых НДС, не использовались, то суммы НДС, ранее принятые к вычету по таким ценностям, необходимо восстановить. При этом делается ссылка на п. 2 ст. 171 НК РФ.

Однако глава 21 НК РФ не содержит такого требования. Согласно подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ вычет возможен, если имущество изначально приобреталось для операций, облагаемых НДС. То есть при приобретении имущества налогоплательщик был уверен, что имущество будет использовано в операциях, облагаемых НДС. Если же имущество фактически оказалось не использованным в таких операциях, то восстанавливать налог следует только в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 170 НК РФ. А в данном пункте ничего не говорится о недостаче имущества. Таким образом, восстанавливать налог не надо.

Отметим, что судьи придерживаются такого же мнения. Они считают, что налоговое законодательство не предусматривает обязанности налогоплательщика восстановить к уплате в бюджет суммы НДС, правомерно принятые к вычету, в случае последующего списания стоимости приобретенных товаров на потери от недостачи (порчи) (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.03.2005 № А56-23075/04).

В п. 3 ст. 170 НК РФ есть положение о том, что если имущество было приобретено для операций, облагаемых НДС, и НДС был принят к вычету, однако, впоследствии такое имущество фактически было использовано, например, в операциях, освобожденных от НДС, то налог следует восстановить (подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ). Однако в случае недостачи имущество не участвует ни в каких операция — ни в облагаемых НДС, ни в не облагаемых НДС. Поэтому, по нашему мнению, подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ в рассматриваемом случае неприменим.

Таким образом, в случае недостачи имущества НДС восстанавливать не нужно. Вместе с тем понятно, что если налогоплательщик решит по недостающему имуществу налог не восстанавливать, то риск возникновения конфликтной ситуации с налоговиками высок. В суде можно использовать вышеприведенные аргументы. Как показывает практика, налогоплательщики осознанно на конфликтную ситуацию идут только в том случае, если сумма налога значительна. Если же сумма налога невелика, то многие налогоплательщики НДС восстанавливают, дабы не судиться с налоговиками.

ПРИМЕР 3

 

В результате инвентаризации склада обнаружена недостача материалов сверх норм естественной убыли на сумму 100 000 руб. Руководителем принято решение: не взыскивать с материально ответственного лица (кладовщика) сумму причиненного им ущерба; не восстанавливать НДС, относящийся к недостающим материалам.

В рассматриваемом случае не выполняются условия подп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ. Поэтому выявленная по результатам инвентаризации недостача в целях налогообложения по налогу на прибыль не учитывается. В связи с этим в учете возникают постоянная разница и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство на сумму 24 000 руб. (100 000 руб. х 24%) (п. 4, 7 ПБУ 18/02).

В бухгалтерском учете будут произведены следующие записи:

Дебет 94 Кредит 10

— 100 000 руб. — отражена стоимость недостающих материалов

Дебет 91 субсчет 2 «Прочие расходы» Кредит 94

— 100 000 руб. — учтена в составе внереализационных расходов недостача материалов

Дебет 99 Кредит 68

— 24 000 руб. — отражено постоянное налоговое обязательство.

В силу ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества.

За причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами (ст. 241 ТК РФ). Согласно ст. 242 ТК РФ полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный ущерб в полном размере.

До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения (ст. 247 ТК РФ). В случае если работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание осуществляется в судебном порядке (ст. 248 ТК РФ).

ПРИМЕР 4

 

По результатам инвентаризации на складе организации выявлена недостача сырья на сумму 10 000 руб. Стоимость недостающего сырья удержана с материально ответственного лица (кладовщика), с которым заключен письменный договор о полной материальной ответственности. Удержание произведено при выплате заработной платы. Руководителем принято решение о восстановлении НДС, относящегося к недостающему сырью.

В бухгалтерском учете будут произведены следующие записи:

Дебет 94 Кредит 10

— 10 000 руб. — отражена стоимость недостающего сырья

Дебет 94 Кредит 68

— 1800 руб. (10 000 руб. х 18%) — восстановлен НДС, приходящийся на недостающее сырье и ранее принятый к вычету

Дебет 73 субсчет 2 «Расчеты по вомещению материального ущерба» Кредит 94

— 11 800 руб. — сумма потери списана на расчеты с виновным работником

Дебет 70 Кредит 73 субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

— 11 800 руб. — удержана из зарплаты виновного работника задолженность по недостаче.

 

Перечислим некоторые из возможных ошибок при проведении инвентаризации.

1. Персональный состав инвентаризационной комиссии не был утвержден руководителем организации.

2. Перед началом инвентаризации у материально ответственных лиц не были взяты расписки о том, что все расходные и приходные документы сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, все поступившие ценности оприходованы, а выбывшие — списаны в расход.

3. Инвентаризационные описи заполнены с нарушением установленного порядка.

ПРИМЕР 5

 

Инвентаризационные описи подписаны всеми членами комиссии и материально ответственными лицами. В то же время в конце описи материально ответственные лица не расписались, что комиссия проверила имущество в их присутствии и у них нет к членам комиссии каких-либо претензий, что перечисленное в описи имущество принято на ответственное хранение.

В рассматриваемом случае нарушение порядка оформления описи (п. 2.10 Методических указаний) может повлечь признание результатов инвентаризации недействительными.

 

Отметим, что перед составлением годовой бухгалтерской отчетности организация может не проводить инвентаризацию всего своего имущества. Так, например, инвентаризационная комиссия может не выявлять фактическое наличие:

— имущества, инвентаризация которого проведена с 1 октября по 31 декабря отчетного года;

— основных средств и библиотечных фондов, инвентаризация которых может проводиться соответственно один раз в три года, пять лет.

В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков.

Основные средства и нематериальные активы

 

При проведении инвентаризации основных средств и нематериальных активов необходимо соблюдать как общие требования порядка проведения инвентаризации имущества, о которых говорилось выше, так и специальные.

Так, например, Методическими указаниями рекомендовано перед началом инвентаризации основных средств проверить наличие и состояние:

— инвентарных карточек, книг, описей, иных регистров аналитического учета;

— технических паспортов, другой технической документации;

— документов на основные средства, сданные или принятые в аренду, на хранение.

При отсутствии вышеперечисленных документов необходимо обеспечить их получение (оформление) до того, как инвентаризационная комиссия приступит к работе.

При инвентаризации основных средств и нематериальных активов (далее — объекты учета) проводится проверка:

— всех объектов учета, имеющихся в наличии;

— наличия документов, подтверждающих права собственности, права использования объектов учета;

— правильности и своевременности отражения объектов учета в балансе организации;

— применяемых норм амортизационных отчислений, определяемых на основе стоимости амортизируемых объектов учета, срока их полезного использования и принятых организацией способов начисления амортизации;

— фактического использования объектов учета при осуществлении операций, являющихся (либо не являющихся) предметом деятельности организации.

Сведения о фактическом наличии основных средств записываются в инвентаризационную опись основных средств (форма № ИНВ-1), нематериальных активов — в инвентаризационную опись нематериальных активов (форма № ИНВ-1а) (данные формы утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.98 № 88). Также необходимо составить Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма № ИНВ-26, утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 27.03.2000 № 26).

Объекты учета, фактически имеющиеся в наличии, используемые организацией, но не учтенные в бухгалтерском учете, подлежат зачислению на счет 91 субсчет 1 «Прочие доходы» по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации (подп. «а» п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 29.07.98 № 34н).

ПРИМЕР 6

 

В результате инвентаризации обнаружено, что организация в хозяйственной деятельности использует право, основанное на патенте на изобретение, расходы по которому в бухгалтерском учете не отражены. Рыночная стоимость права оценена в 60 000 руб.

В бухгалтерском учете должна быть сделана проводка:

Дебет 04 Кредит 91 субсчет 1«Прочие доходы»

— 60 000 руб. — оприходован в учете нематериальный актив.

В силу п. 29 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» стоимость выбывающего объекта основных средств подлежит списанию с бухгалтерского учета.

О выбытии основного средства делается запись в Инвентарной карточке учета объекта основных средств (форма № ОС-6, утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7).

Для учета выбытия объекта основного средства организация может открыть к счету 01 «Основные средства» отдельный субсчет «Выбытие основных средств». Списание первоначальной стоимости объекта основных средств в этом случае отражается записью по дебету счета 01 субсчет «Выбытие основных средств» и кредиту счета 01 субсчет, например, «Основные средства в эксплуатации»; списание амортизации – по дебету счета 02 «Амортизация основных средств» и кредиту счета 01, субсчет «Выбытие основных средств».

При выявлении инвентаризационной комиссией недостающих основных средств по дебету счета 94 отражается их остаточная стоимость (первоначальная стоимость за минусом суммы начисленной амортизации) в корреспонденции со счетом 01 субсчет «Выбытие основных средств».

Если виновники не установлены, стоимость недостающего имущества списывается на счет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» на основании п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации» и п. 3 ст. 12 Закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Выбытие основного средства в связи с его недостачей, выявленной инвентаризационной комиссией, не является операцией, признаваемой объектом обложения НДС. В связи с этим, по мнению Минфина РФ, организация теряет право на вычет суммы НДС, в части относящейся к его остаточной стоимости (Письмо Минфина РФ от 20.09.2004 № 03-04-11/155).

Однако судебная практика свидетельствует об обратном.

АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА

 

В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа
от 12.05.2005 № Ф04-2852/2005(11079-А45-18) сказано, что суммы НДС, принятые к вычету по имуществу, которое впоследствии оказалось недостающим из-за хищения или утраты, восстановлению не подлежат.

При незначительной сумме налога многие его восстанавливают, чтобы не судиться с налоговиками.

В целях налогового учета расходы в виде недостачи объектов учета в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены, приравниваются к внереализационным расходам.

ПРИМЕР 7

 

В результате инвентаризации в цехе организации обнаружена недостача станка (стоимость — 500 000 руб., начисленная амортизация — 400 000 руб.), «входной» НДС по которому ранее был принят к вычету. Организация обратилась с соответствующим заявлением в правоохранительные органы, которыми, однако, было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Ввиду незначительности суммы недостачи руководителем организации было принято решение восстановить НДС, относящийся к остаточной стоимости основного средства.

В бухгалтерском учете будут произведены следующие записи:

Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации»

— 500 000 руб. — списана первоначальная стоимость станка на основании результатов инвентаризации

Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»

— 400 000 руб. — списана сумма начисленной амортизации

Дебет 94 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»

— 100 000 руб. — учтена остаточная стоимость станка

Дебет 94 Кредит 68

— 18 000 руб. (100 000 х 18%) — начислен к уплате в бюджет НДС, приходящийся на остаточную стоимость станка

Дебет 91 субсчет 2 «Прочие расходы» Кредит 94

— 118 000 руб. — в составе внереализационных расходов учтена сумма недостачи.

Отметим, что поскольку в данном случае условия подп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ не выполняются, то расход на сумму 118 000 руб. в целях налогообложения не учитывается. Таким образом, в учете организации возникает постоянная разница и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство (п. 4, 7 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»).

Дебет 99 Кредит 68

— 28 320 руб. (118 000 руб. х 24%) — отражено постоянное налоговое обязательство.

 

В результате проведения инвентаризации комиссией могут быть выявлены основные средства, которые могут быть списаны с баланса организации в результате, например, физического износа, аварий, стихийных бедствий и т.д.

При отражении в бухгалтерском учете списания основных средств бухгалтерии организации необходимо определить финансовый результат по каждому отдельному объекту основных средств. При этом, если в результате демонтажа таких основных средств у организации остаются в наличии агрегаты, узлы, детали и т.п., то они должны приходоваться по рыночной стоимости и отражаться в бухгалтерском учете по дебету счета учета материалов в корреспонденции со счетом 91 субсчет 1 «Прочие доходы».

ПРИМЕР 8

 

В результате инвентаризации комиссией выявлено основное средство с износом 100% (стоимость — 100 000 руб., амортизация — 100 000 руб.), эксплуатация которого признана нецелесообразной. При разборке основного средства были сняты запчасти рыночной стоимостью 10 000 руб.

В бухгалтерском учете организации будут произведены следующие записи:

Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации»

— 100 000 руб. — списана первоначальная стоимость основного средства

Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»

— 100 000 руб. — списана сумма начисленной амортизации

Дебет 10 Кредит 91 субсчет 1 «Прочие доходы»

— 10 000 руб. — оприходованы запчасти по рыночной цене.

 

Принадлежащие организации основные средства, находящиеся на хранении, в соответствии с заключенными договорами со сторонними организациями (хранителями) также подлежат инвентаризации. В этом случае комиссией проверка наличия таких основных средств производится совместно с хранителями, а инвентаризационные описи составляются в четырех экземплярах (по два для каждой из сторон).

ПРИМЕР 9

 

Оборудование к установке согласно договору хранения находится у хранителя. В результате совместно проведенной инвентаризации комиссией выявлена недостача этого оборудования (100 000 руб.), НДС по которому (18 000 руб.) пока не принят к вычету. Состоявшийся суд присудил хранителю возместить ущерб в размере рыночной стоимости оборудования — 150 000 руб. Хранитель на основании решения суда перечислил на расчетный счет организации 150 000 руб.

Дебет 94 Кредит 07

— 100 000 руб. — списано с баланса организации оборудование к установке на основании результатов инвентаризации

Дебет 94 Кредит 19

— 18 000 руб. — учтен НДС, относящийся к оборудованию

Дебет 76 Кредит 94

— 118 000 руб. — отражена сумма задолженности, признанная судом, в размере стоимости оборудования

Дебет 76 Кредит 98 субсчет «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей»

— 32 000 руб. — отражена сумма превышения задолженности по решению суда над стоимостью оборудования

Дебет 51 Кредит 76

— 150 000 руб. — от хранителя получено возмещение ущерба

Дебет 98 субсчет 4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей» Кредит 91 субсчет 1 «Прочие доходы»

— 32 000 руб. — отнесена на счет прочих доходов сумма превышения.

 

При инвентаризации основных средств и нематериальных активов возможны различные ошибки. Перечислим некоторые из них.

1. При инвентаризации объектов учета один (или более) член комиссии не принимал участие в проверке.

2. Помещения, в которых инвентаризация основных средств проводилась в течение нескольких дней, не опечатывались.

3. Инвентаризационные описи заполнены с нарушением установленного порядка.

ПРИМЕР 10

 

На каждой странице инвентаризационной описи не указано прописью число порядковых номеров объектов учета, отсутствует общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице.

В данном примере нарушение порядка оформления описи (п. 2.9 Методических указаний) может повлечь признание результатов инвентаризации недействительными.