Словосочетание «проекты в области автоматизации предприятий» для меня всегда значило что-то глобальное и сложное — нечто, в результате чего предприятие вдруг начинает работать как единый отлаженный механизм, знает, как все происходит и, главное, зачем. А ведь до этого оно тоже работало – производило продукцию, учитывало, сбывало ее и получало прибыль, одним словом, развивалось и вдруг... Чего же ему не хватало? Зачем понадобились процесс проектного метода и силы привлеченных специалистов, аналитиков, программистов? Зачем нужно тратить деньги, рабочее время сотрудников и т.д.? Хочется посмотреть на ожидания заказчиков, которые жаждут за свои деньги чуда. В чем же оно?
Начнем по порядку – выбор исполнителя и связанные с ним ожидания.
Во-первых: деятельность заказчика известна исполнителю во всех тонкостях, дабы не стать подопытным кроликом-первопроходцем.
Так и хочется сказать: «Вот раньше заказчик был другой… Теперь он хочет не только ставить задачи и мешать их выполнять, но и мониторить процесс, вникать во все детали и даже соблюдать график платежей». Вывод: «выросли», набравшись опыта и набив кучу шишек и себе, и заказчикам, не только исполнители, но и заказчики. Что, конечно, радует обе стороны.
Во-вторых: а что там, у исполнителя, с репутацией? Есть ли кому замолвить за него словечко, кто уже пользовался его услугами и остался после этого в живых и даже нормально функционирующим?
Парадокс: особенно страдают от постоянного внимания своих же собратьев компании с уже завершенными успешными проектами, так как те, кто только готовится погрузиться в проектный процесс, стремятся лично убедиться в реальности происходящего, пощупать руками его результаты. Это нормально. Только замечено, что у тех, к кому ходят в гости, терпение иссякает быстро. Исполнители начинают скрывать информацию о своих успешных проектах, чтобы не злить прежних заказчиков. Получается забавно: если не привезти потенциального клиента на предприятие и не показать все на реальных примерах, можно не получить заказ, так как подумают, что нечем похвастаться. А если привезти – можно потерять хорошее отношение прежнего заказчика, то есть того, кто может замолвить за тебя слово.
В-третьих: за что просят денег, за процесс или за результат? Процессы, конечно, все очень любят, но ведь затевают их ради определенного результата.
Помимо личных переговоров и презентаций существует особый вид искусства подачи материала исполнителем в виде коммерческих предложений. Помнится, совсем недавно они были похожи на трактаты древних философов, где в середине забывалась цель, опускались средства, начинались дебри терминов и определений. Почему-то не было моды простыми словами доносить суть вещей, казалось, что чем более громоздким будет предложение, тем лучше. И заказчики ухитрялись находить в них главное.
Коммерческие предложения… Можно подумать, бывают некоммерческие. Теперь просто – ПРЕДЛОЖЕНИЯ №… заказчикам нравится больше. Берешь, например, Предложение № 1 и сразу понимаешь, что если вдруг что-то там не так, то будет Предложение № 2. То есть исполнители готовы обсуждать и предлагать варианты. Мелочь, но важная.
В-четвертых: соотношение «цена — качество». Тут все понятно: достижение результата малой кровью за посильные деньги.
Исполнитель оценивает заказчиков так же – «под лупой»: браться – не браться? Первым делом изучается платежеспособность.
Далее определяются возможности свободных ресурсов, начиная с руководителя проекта, бизнес-аналитиков, системных аналитиков, заканчивая программистами, которые могут потребоваться на отдельных этапах. А ведь от того, насколько грамотно руководитель проекта подберет команду проекта, зависит половина успеха.
Была замечена потрясающая вещь: заказчик предпочитает иметь дело не с тем руководителем проекта, который потакает всем его сиюминутным желаниям, а с тем, который ведет проект, не уклоняясь от заданного курса, и не дает заказчику расслабляться.
Многие заказчики до сих пор уверены, что достаточно заплатить деньги — все остальное сделает исполнитель. Научно-экспериментальным путем доказано и проверено: если не привлечь заказчика к активному участию в процессе, не заставить его грамотно замотивировать своего ответственного за проект, его можно не начинать. Это не парикмахерское искусство, где мы просто отдаемся в руки мастера, показав ему прическу в журнале.
В проекте наоборот: чем больше заказчик участвует в процессе, тем выше вероятность успеха.
Кстати, самое важное, что влияет на выбор исполнителем заказчика, — это вменяемость лиц, ответственных за проект со стороны заказчика. Это важнее даже его платежеспособности! Под вменяемостью понимается грамотность человека, его адекватность и компетентность, правильный взгляд на происходящее. А самый «вкусный» заказчик для исполнителя – тот, кто точно знает, что он хочет и сколько может за это отдать.
Ну вот, исполнителя выбрали, и он принял решение взяться за исполнение. Тут-то и начинаются «танцы с бубнами».
Рейтинг наиболее популярных целей проектов
· Увеличение эффективности бизнеса.
· Повышение управляемости компанией.
· Увеличение стоимости бизнеса.
· Увеличение конкурентоспособности.
В общем: догнать и перегнать!