Чем ближе выборы, тем больше социологи начинают третировать граждан всякими каверзными вопросами. И так зайдут, и этак, лишь бы выложить политическим лагерям верную картину настроений в народных массах. А то ляпнут что-нибудь не в струю на встречах с электоратом. Недавно, к примеру, 1600 наших соотечественников подверглись исследованию Левада-Центра. Бедные люди выдержали больше двадцати опросов, и по большей части о политике. Но было кое-что и по экономике. Тоже интересно…
Все же август крепко влез в нашу подкорку. Вроде минувший месяц большими потрясениями в этот раз не «порадовал», однако, судя по данным исследования, некий скачок напряжения в головах обозначился. Скажем, еще в июле 44% россиян считали, что страна устремлена в верном направлении, и только 39% огорчались, что бредет она не туда. И надо же, в августе число оптимистов на процент поубавилось, а «пораженцев» — возросло сразу на 3%.
Этот тревожный сдвиг в мироощущении народа отразился и на целях, которые российские семьи ставят перед собой. Так, 15% из них (против 12 в апреле 2005-го) вознамерились выживать, «пусть на самом примитивном уровне существования». Хорошо хоть 56% собираются жить не хуже, нежели большинство семей в доступном окружении. Правда, и тут вышло на 2 пункта меньше. Должно бы радовать, что 20% семейных союзов (что больше на 3%) хотят жить лучше ближних и дальних соседей, но на те же 3% — до 7 — упало число мечтающих жить так, как среднее западное семейство. Завидное постоянство на протяжении нескольких лет проявляют 3% — те, кто жил, живет и намерен жить лучше средних западноевропейцев и американцев.
Какие все же реалии смогли подкрепить традиционное августовское напряжение чувств? Возможно, на окончание отпускной поры, когда и без того тошно, наложились и неприятные своей новизной ценники на бензоколонках, и «неожиданное» подорожание потребительских товаров в целом, и не самые радужные прогнозы относительно инфляции на конец года.
Короче, в плане личной экономики прошлый месяц многих разочаровал. Видно, недаром, по сравнению с августом прошлого года доля граждан, возлагающих ответственность за рост цен на Правительство, увеличилась на один пункт — до 49%. Для правдивости заметим, что Президенту досталось еще больше: четверть его «детей» посчитали, что виноват в этом и «отец народа», хотя в прошлом августе таковых было на 3% меньше.
Что еще цепляет внимание? Почему-то считается, что от слов «реформы», «решительные перемены» у большинства россиян уже воротит с души. Оказывается, это далеко не так. Да, 47% склоняются к более осторожному, постепенному продвижению к светлому будущему страны. Но и целых 40% наших соплеменников томятся в нетерпении, выступая за «более быстрые, решительные перемены». Сами понимаете, это большой электоральный пласт.
Правда, не до конца ясно то, что имеется в виду под быстротой и решительностью. Озадачивает, к примеру, что аж 58% российских граждан согласны с тем, что роль государства в экономике все еще недостаточна. Выходит, надо бы власти быть здесь порешительней, не тушеваться.
В то же время есть в названном социсследовании и вопрос относительно одиннадцати затеянных властью реформ. И «баллы» за их реализацию народ выставляет малоутешительные.
Словом, в качестве предварительного политического лозунга пока вырисовывается «Решительней и глубже!» Надо только уточнить, куда избиратели хотят рыть. Пока же им подсовывают пробные списки политиков разных мастей, мол, если бы из них выбирали Президента, кого бы вы…
Чепуха все это. Народ у нас уважает практиков. Включите в эти свитки того же начальника МЧС Сергея Шойгу, и посмотрим, чья возьмет! У нас ведь рвануть может даже мирная канализационная станция. Но люди его всегда тут как тут.
Однако при всем при том даже рейтинг главы МЧС не сравнится с авторитетом Президента в сознании народа. Это к тому, что в нашем мироощущении баланс между созиданиями и разрушениями по-прежнему выражается большой положительной цифрой. Тут вот еще нефтяников уговорили цены на «горючку» пока застопорить. Глядишь, вскоре окончательно и повсеместно устаканится ситуация на алкогольном рынке. Повеселей, должно быть, заживем. А август — так он только раз в году…