Чего мы действительно добились, так это отсутствия дефицита. Купить можно все — были бы деньги. Товары — на любой вкус. Взять хотя бы жилье. Обладатель суммы с шестью нулями в у.е. безо всяких проблем станет владельцем квартиры на Кутузовском проспекте. Нет таких денег? Не беда! В отдаленном населенном пункте вас ждет не дождется очень миленькая квартирка с видом на градообразующее предприятие, «перепрофилированное» в барахолку.
На ловца и зверь бежит…
Ну а если не хочется покидать большой город, да и деньжата кое-какие имеются? В этом случае желающий улучшить свои жилищные условия начинает внимательно изучать рынок. И вдруг видит, что не перевелись еще на свете добрые люди. Ему предлагают квартиру, квадратный метр которой стоит на порядок ниже средней цены! Узнав об этих альтруистах из рекламы, он спешит по указанному адресу. В солидном офисе его встречают очень обходительные люди, показывают серьезные документы с печатями, какие-то грамоты за высокие достижения во благо Отечества… Но главное — это красочный эскиз дома. Дух захватывает!
Все, «клиент» готов… Но на всякий случай он осторожно интересуется: а почему так дешево? Ему объясняют, что все проще пареной репы — деньги вкладчиков будут «раскручиваться», а на полученные «барыши» построят хоромы. «А что это за такой прибыльный бизнес?» «Ну вообще-то это коммерческая тайна, но вам раскроем секрет: будем добывать в лунных кратерах золото и бриллианты. Только никому…».
Восхитившись смекалке умных людей, измученный квартирным вопросом человек достает заветный узелок с деньгами. С удовольствием принимая купюры, альтруисты поздравляют его с вступлением в коммандитное товарищество и объясняют, что теперь он не абы кто, а коммандитист. «А вы кто будете?» — «Мы — полные товарищи!» Несведущий в юриспруденции гражданин удивляется диковинным словам и спрашивает, нужно ли ходить на собрания-заседания и что вообще от него требуется? «А ничего не требуется, — радостно объясняют ему. — Свое дело вы сделали — отдали деньги. А как ими распорядиться, это уже забота полных товарищей».
Пойдет новоиспеченный коммандитист домой в предвкушении грядущего квартирного счастья. Как хорошо, что не надо брать кредит в банке под огромные проценты!
Потекут дни… Гражданин будет периодически справляться у своих благодетелей: скоро ли вселение? Ему будут докладывать, что все «нормалек», вопрос решается. Постепенно голоса полных товарищей будут скучнеть… В один прекрасный день телефон не ответит, а офис товарищества окажется закрытым. Тогда «неполные» товарищи начнут искать правду.
В такой ситуации оказались и жители города Белгорода, доверившие свои кровные коммандитному товариществу «Социальная инициатива и компания». В результате — нет ни денег, ни жилья. А вкладчики пишут жалобы во все инстанции. Обратились они и в редакцию «ЭЖ». Что ж, попробуем разобраться, учитывая, что в аналогичном положении оказались и жители других регионов.
Кто есть «ху»?
Сначала отметим, что мошенники включили в наименование слова «социальная инициатива» лишь для придания своей «конторе» имиджа общественной и чуть ли не благотворительной организации. В знании человеческой психологии им не откажешь… На самом же деле коммандитное товарищество является чисто коммерческой организацией, что прямо следует из п. 1 ст. 66 ГК РФ. Его основное название — «товарищество на вере». (Так и просится применительно к данному случаю аналогия «воровка на доверии») Приведем некоторые положения из Гражданского кодекса.
Товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от его имени предпринимательскую деятельность и отвечающую по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников — вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов.
Вкладчики не вправе участвовать в управлении и ведении дел товарищества. Они не имеют права оспаривать действия полных товарищей.
Коммандитист, в частности, имеет право получать часть прибыли товарищества, причитающуюся на его долю в складочном капитале, в порядке, предусмотренном учредительным договором.
При ликвидации товарищества, в том числе в случае банкротства, вкладчики имеют преимущественное перед полными товарищами право на получение вкладов из имущества товарищества, оставшееся после удовлетворения требований его кредиторов.
Из приведенных положений также следует, что вкладчики, отдав свои денежки в надежде получить прибыль, становятся предпринимателями в широком смысле этого слова. А предпринимательская деятельность осуществляется не иначе, как на свой риск, что следует из ст. 2 ГК РФ. То есть ступивший на скользкую тропу коммерции может подняться на вершину благоденствия, а может и свалиться в пропасть нищеты. Никто, в том числе и государство, не может всем гарантировать успешный бизнес.
А если полные товарищи оказались полными жуликами? Разыскивать их и пытаться вытрясти через суд свои вклады?
Вот как отвечает неудачливым коммандитистам прокуратура Белгородской области:
«В ответ на коллективное обращение… на имя Президента Российской Федерации В.В. Путина сообщаю, что Управлением по расследованию особо важных дел Генеральной прокуратуры… расследуется уголовное дело №18/377425-06, возбужденное 12.09.2005 в отношении руководителей и сотрудников коммандитного товарищества «Социальная инициатива и компания» по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ, по факту совершения мошеннических действий… На территории Белгородской области КТ «Социальная инициатива и компания» никаких строительных работ не производило, земельные участки под строительство объектов в аренду не предоставлены, имущества на праве собственности или ином владении, на которое возможно наложить арест в установленном законом порядке, не имеется. С учетом изложенного оснований применения мер прокурорского реагирования, направленных на изъятие и арест площадок и объектов КТ «Социальная инициатива и компания», не имеется ввиду отсутствия таковых».
Что тут скажешь?.. Ответ сух, но он по существу. Возможно, правоохранительные органы и «посадят» какого-нибудь «зиц-председателя Фунта», у которого, кроме анализов, и взять нечего. А для того чтобы помочь бедолагам за счет казны, нет правовых оснований. Московские власти намерены содействовать кинутым вкладчикам, но это всего лишь жест доброй воли в отдельно взятом регионе. А как быть остальным?
Кто виноват?
Можно, конечно, укорять людей в том, что они поверили сомнительной рекламе и пытались решить свои социальные проблемы через организации, не предназначенные для этого. Но только ли они в этом виноваты? Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости…», предусматривающий защиту граждан от недобросовестных застройщиков, вступил в силу только в
Сейчас, слава Богу, российская экономика окрепла. Стабилизационный фонд подобен перезрелой груше. Западные кредиторы не перестают удивляться досрочным погашениям кредитов. Оставшимся без крова жителям Бейрута наша страна оказывает гуманитарную помощь. И обиженные вопрошают: а нельзя ли подумать и о собственных гражданах, оказавшихся в беде? Не следует ли создать правовой механизм, позволяющий вернуть обманутым вкладчикам за счет казны деньги? Действительно, может, и власти стоит призадуматься, как государству и вкладчикам разделить бремя ответственности?