Машиностроение — ключевой промышленный комплекс экономики России, где сосредоточен весь научно-технический потенциал страны. Он определяет конкурентные возможности и безопасность государства.
Однако машиностроительные отрасли с начала 90-х продолжают пребывать в кризисном состоянии. Динамика их производства напоминает траекторию полета подбитого самолета. По сводкам Госкомстата, и в первом полугодии
Свято место пусто не бывает
Симптомы «болезни» — низкий платежеспособный спрос и безденежье предприятий. Поэтому место отечественных станков занимает импорт. Продукция азиатских стран, никогда не являвшихся серьезными машиностроительными державами, завоевывает наш рынок низкой ценой. В результате российские станкостроительные заводы вынуждены перепрофилировать и свертывать производство.
Отрицательное сальдо внешнеторговых операций с металлообрабатывающим оборудованием в нынешнем году уже превысило 7 млрд дол., 144,1% к соответствующему периоду
Тревожат резкое ухудшение структуры и низкий технический уровень большинства выпускаемого оборудования. Почти полностью прекращено производство основы технического переоснащения промышленности — высокоэффективных машин, комплектных гибких производственных систем, роботизированных комплексов.
В то же время увеличивается выпуск простого оборудования, моделей прошлого века.
Старость не радость
Эксперты констатируют, что на предприятиях машиностроения сложилась крайне тяжелая ситуация с амортизацией основных фондов.
В последние годы объем выбывающей техники превышает объем вновь вводимой. При сохранении этой тенденции устаревшие машины и оборудование будут эксплуатироваться еще лет 45, а не 10—15, как принято в развитых странах.
Особо актуален моральный износ техники в оборонной отрасли. Там числится 10 тыс. станков с ЧПУ, из них около 2 тыс. оснащены устаревшими системами управления, а 30% не эксплуатируется ввиду физического износа.
Как показывают расчеты специалистов НИИ макроэкономических исследований (ИМЭИ), с учетом только одного физического износа на замену машин и оборудования потребуется более 10 млрд дол. Если же учесть дефицит инвестиционных ресурсов и нынешнюю технологическую структуру инвестиций, то парк оборудования будет восстанавливаться больше 20 лет. При максимально допустимой ежегодной емкости рынка в 500 млн дол. следует ожидать, что в среднесрочной перспективе тенденция старения основного капитала национальной экономики будет по-прежнему усиливаться, и дальше ухудшая ее конкурентоспособность.
На всех предприятиях остро стоит проблема старения кадров. Главная причина — низкие заработки. Те предприятия, которые могут предложить более или менее приличную заработную плату, сталкиваются с нехваткой молодых специалистов, т.к. вузы и технические колледжи не готовят достаточно квалифицированных кадров.
Инвестиции всему голова
Инвестиционный климат в машиностроении остается неблагоприятным. Во-первых, низка инвестиционная привлекательность страны в целом, во-вторых, общий спад в отрасли не внушает оптимизма добросовестным инвесторам.
Иногда отечественные бизнесмены инвестируют в свои предприятия. К сожалению, таких примеров единицы. По результатам опроса выяснилось, что на одной трети заводов оборудование не обновлялось со времен перестройки. У второй трети — средств хватает только на «латание дыр». Около 14% предприятий сумели провести модернизацию единожды за последние 15 лет, 21% — обновляют производственную базу регулярно.
Мир технического прогресса
Сегодня покупателю нужен не просто «умный» станок, а целый комплекс, оснащенный роботами, системами обработки изображений и автоматизированными системами подачи материалов.
С другой стороны, есть тенденция к специализации новых станков только на одной технологии и одном производственном процессе. Делается это для достижения высокого технического уровня с помощью разумного ограничения количества функций.
Растут требования к машинам, которые сокращают промежуток времени от разработки нового продукта до его появления на рынке. Также ведутся работы в области миниатюризации и микротехнологий, результаты которых, несмотря на относительную ограниченность сфер применения, обещают раскрыть огромный потенциал в будущем. То же относится и к технологиям «чистых помещений».
Параллельно с разработкой новых машин создаются технологии обработки новых волоконных, композитных материалов, уникальных сплавов и керамики.
Станкостроители держат удар
Несмотря на объективные проблемы и субъективные препятствия, в России возрождается и начинает развиваться металлообработка. Уже внедряются процессы высокоскоростного резания на базе нового поколения станков и использования инструментов из прогрессивных синтетических сверхтвердых и керамических материалов. Российские станки повышают гибкость обработки за счет совершенствования систем управления, автоматизации процессов подготовки производства. Инженеры разрабатывают процессы высокоточной, в том числе субмикронной и нелезвийной, обработки металлов и сплавов на базе электроэрозионных, лазерных, ультразвуковых технологий. Совершенствуются методы и оборудование пластического горячего и холодного деформирования, создаются высокоточные инструментальные системы и средства измерения.
С помощью федерального бюджета уже созданы современные виды обрабатывающего оборудования, например многооперационные станки нового поколения «Супер-Центр 630» Ивановского завода тяжелого станкостроения, фрезерные обрабатывающие центры модели 600V Стерлитамакского станкозавода, мехатронные центры Санкт-Петербургского завода «Свердлов», высокоскоростные обрабатывающие центры МЦ-1 завода «САВМА» и гамма высокопроизводительных инструментов для их оснащения.
Выход есть
Выходом из сложной ситуации российские станкостроительные заводы видят в коренной модернизации не только техники, но прежде всего технологий и выпуск принципиально новых машин. Выжившие предприятия будут вынуждены идти на объединение и создание крупных холдинговых инжиниринговых компаний по типу западных, способных создавать или модернизировать производства целиком.
По мнению экспертов, на российском станкостроительном рынке через 5—10 лет останется до 5 крупных объединений. Цель — создание максимально дешевого и эффективного оборудования для предприятий-заказчиков.
Кроме того, постоянно изменяющаяся номенклатура продукции современных серийных заводов приводит к вытеснению жесткого технологического оборудования и замене его на гибкое, что, в свою очередь, выводит инжиниринговую составляющую подобных холдингов на первый план.
Однако, чтобы не только реанимировать, но и вывести российское машиностроение на уровень ведущих стран мира, нужны государственные программы поддержки и защиты отечественного станкостроения.
Кроме того, необходимо наконец решить следующие застарелые проблемы: создать лизинговые компании для предоставления предприятиям целевых кредитов на оборудование российского производства с рассрочкой платежей при разумной кредитной ставке в 3—5% годовых; установить заградительные таможенные пошлины на импортное оборудование, имеющее стопроцентные по техническим характеристикам и качеству российские аналоги; снизить таможенные пошлины на современную комплектацию станков, не производимую в России; стимулировать создание совместных импортозамещающих предприятий; прекратить на региональном и правительственном уровне поддержку мало жизнеспособных станкостроительных предприятий и технологических институтов, которые удерживают низкие цены на оборудование при невысоком качестве, что создает недобросовестную конкуренцию на рынке.
Этот комплекс предложений должен быть учтен в плане мероприятий по развитию промышленности и технологий, который сегодня готовит Правительство России. А новые подходы позволят сократить технологическое отставание и зависимость российского машиностроения от зарубежных поставщиков.
Мировой опыт
Во всех развитых странах государство защищает национальное станкостроение, эффективно используя как рыночные, так и административные рычаги (налоговые рычаги, прямые субсидии, создание соответствующего благоприятного климата, протекционистские внешнеторговые меры, щадящее законодательство). В США, Японии и Германии правительство планирует и частично субсидирует выпуск ключевых видов промышленной продукции, необходимых для национальных нужд. . В Швейцарии станкостроение является государственным приоритетом. В Австрии наиболее крупные предприятия (26% промышленного потенциала страны) объединены в холдинг, и государство контролирует работу этой компании за счет того, что ему принадлежат 75% акций.
Европейская ассоциация Sesimo объединяет национальные союзы производителей станкоинструментальной продукции стран ЕС. Она в координации с Еврокомиссией вырабатывает единые требования для станкоинструментального рынка Европы, развивает внутриотраслевую кооперацию, представляет и защищает интересы европейских станкостроителей.