Логистическая деятельность присуща каждой компании. В своих недрах она хранит такие сокровища, как повышение конкурентоспособности, эффективности деятельности, увеличение доходности, но об этом догадываются немногие. Открыть путь к этому кладу можно только одним ключом. Имя ему — знания, полученные системным образованием.
Логистика сегодня понимается в двух аспектах. Первый — операционная деятельность, то есть перевозка, погрузка, разгрузка, переработка грузов, их складирование, комплектация заказов, сортировка, таможенное оформление и т.д. Все эти виды операционной деятельности получили сегодня собирательное название «логистика», а отделы и службы в компаниях, которые занимаются такой деятельностью, называются логистическими.
Второй аспект, который приобретает все большее значение, – координирующая функция логистики. Это прежде всего управление запасами в цепи поставок, координация спроса и предложения, интегрированное планирование, все, что позволяет оптимизировать уровни запасов и тем самым повысить доходность и одновременно уменьшить затраты.
Логистика координирует также объемы продаж и выпуска, параметры обслуживания. Кроме того, связывает между собой деятельность подразделений компании, что сейчас называется межфункциональной логической координацией, обеспечивает взаимодействие производства, финансов, маркетинга, продаж, закупок на основе некоторых критериев, один из основных — общие логистические затраты.
Она должна уметь считать все расходы на выполнение процессов логистической деятельности и активизировать решение в соответствии с заданной целью, которая определяется логистической стратегией, которая, в свою очередь, поддерживает корпоративную стратегию.
Таким образом, основная задача логистики — поддержать корпоративную стратегию компании оптимальными затратами ресурсов.
Создавать базу знаний
Сегодня можно говорить о том, что в России за 15 последних лет создана своя школа логистики.
Если на Западе в большей степени отработана операционная логическая деятельность, существуют стандарты типовых логистических бизнес-процессов, то у нас активно разрабатываются инновационные технологии, новые решения. Приятно, что наши специалисты востребованы за рубежом.
Однако наш бизнес пока не дорос до наших же идей, поэтому отстает в стандартизации и отработанных схемах применения логистики. Но он стремительно учится. То, что западные компании осваивали за 10 лет, наши проходят за 2 года. А пока уровни культуры управления и образования в сфере логистики невысоки.
Чтобы этот процесс не просто ускорить, а качественно изменить, необходимо прежде всего создавать базу знаний, готовить кадры. Без этого нельзя говорить об эффективном применении новейших технологияй управления логистикой и цепями поставок. Их применяют люди, а им нужны знания, понимание задач логистики.
Совет один — учиться, повышать свой образовательный уровень. Для этого имеется множество возможностей: высшее и второе высшее, система дополнительного образования, программы МВА, различные семинары, конференции.
Если нельзя оставить работу, можно заниматься самообразованием. Сейчас выпускается много книг, издается 12 специальных журналов по логистике, функционируют интернет-порталы, дистанционное обучение. Стоит использовать все возможности для наращивания базы знаний.
Знания можно получить и на выставках, где представлены отработанные логистические технологии: производственные, транспортные, складские, информационные — любые.
Информации много. Поэтому, когда возникает проблема выбора технологии, экспертизы решений, аудита, то можно воспользоваться услугами консалтинга. Таких компаний в России уже много.
Натуральное хозяйство и аутсорсинг
Логистическая деятельность есть в любой компании. Например, логистика может быть представлена как один из контуров деятельности. Есть компании, которые называют логистическими операторами или провайдерами. Они оказывают промышленным, торговым, сервисным организациям комплекс логистических услуг.
У компаний всегда есть возможность либо самим создавать логистическое подразделение, либо эту деятельность передать на аутсорсинг. То есть всегда есть выбор — делать самому или покупать.
Если компания боится отдавать логистическую деятельность на аутсорсинг, в случае когда от логистики зависят бизнес и его качество, или она хочет контролировать уровень обслуживания, тогда предпочтительнее все иметь у себя — натуральное хозяйство, то есть собственные склады и транспортные подразделения. Весь мир, однако, идет по пути аутсорсинга, но наш рынок посреднических услуг такого рода далек от насыщения.
Каждая компания в зависимости от своих ресурсов, затрат, необходимости контроля оценивает логистических посредников на предмет приемлемых сервиса и тарифов. Когда таких не находят, компании вынуждены все делать сами.
Но в этом случае, если брать общую структуру показателей эффективности бизнеса промышленной компании, около 50% из них относятся к логистике. А если она отдана на аутсорсинг, то это всего 10% ключевых показателей деятельности, то есть 5—6 параметров, которые надо контролировать. Все понимают, что лучше довериться специалистам, но страшно потерять контроль.
Обучение персонала
И в том, и в другом случае необходимо обучать сотрудников логистике.
Когда бизнес строится по принципу натурального хозяйства, обучают весь персонал — операционных работников складов, транспортных подразделений, таможенного оформления, управления запасами и т.д.
Если же компания пользуется внешними логистическими услугами по аутсорсингу, то можно обучить несколько менеджеров, которые контролируют процесс, занимаются мониторингом рынка посредников, выбирают контрагентов, устанавливают с ними договорные отношения, отслеживают параметры сервиса, обслуживания, тарифы и пр.
Первые лица компании тоже должны получить образование по логистике. Хозяева компании, акционеры должны понимать, что такое логистика и управление цепями поставок. Для каждой категории сотрудников можно порекомендовать свою систему обучения (см. рис.). И это обязательно, иначе к логистике будут относиться как к второстепенному, затратному процессу.
Логистика же, если рассматривать ее комплексно, дает компании сильные конкурентные преимущества, рычаги воздействия на бизнес, производительность и увеличение доходности.