То их понюхаем, то их полижем…

ИНСТРУМЕНТЫ ВТО
| статьи | печать
То их понюхаем, то их полижем…

Все-таки здорово, что мы затеяли присоединение к ВТО! И хорошо, что процесс оказался таким долгим...

 

Исход вступления, правда, до конца не понятен, когда и на каких условиях это произойдет, но зато сколько нового мы узнали и про мир, и про себя.

Самое любопытное, что узнали даже те, кому и без того это полагалось знать по должности. За
5 лет в 54 регионах проведено почти 200 семинаров и «круглых столов» по тематике ВТО и защиты внутреннего рынка. На встречах власти не только рассказывали о своем видении светлого будущего, но и узнавали от бизнеса о небезоблачном настоящем, проникались его заботами и опасениями. Смогли их оценить и даже пообещали, что не собираются «присоединяться любой ценой».

И теперь, даже если мы не сможем договориться о приемлемых условиях вступления, главная цель все равно достигнута. Перспектива ВТО послужила стимулом разобраться, что на самом деле творится в отечественной экономике, в какой точке развития мы находимся, куда и как идти дальше.

Правда, когда стали разбираться, всплыли странные вещи, от которых оторопь берет. Выяснилось, что мы уже живем по нормам ВТО: действуют правила торговой организации, регулирующие важнейшие элементы экономической жизни, в частности внешней торговли и таможенного дела, а вот таможенного администрирования, оказывается, нет.

По некоторым позициям 70—80% товаров ввозится в Россию без уплаты таможенных пошлин и НДС, что создает неконкурентоспособные условия для наших внутренних производителей. Именно из-за этого мы практически потеряли обувной сектор легкой промышленности. Не развивается сектор высокотехнологичной электроники. В самом деле, какой производитель пойдет к нам делать, скажем, мобильные телефоны или компьютеры, если они и так ввозятся без уплаты налогов? И огромное количество других товаров, где мы вполне конкурентоспособны, как заявил недавно Герман Греф депутатам Госдумы.

Оказывается, таможня во всем виновата! Но дело это поправимое. Порядка станет больше на границе, считает министр, если мы проведем надлежащим образом пограничное и таможенное ее обустройство. Тогда и никакое ВТО нам не страшно. Даже если и при охраняемой границе незваного импорта станет много и нам не хватит предельного уровня пошлины, которую мы взяли на себя, мы сможем прибегнуть к селективной защите рынка. (О договоренностях см. на стр. 2.)

Так что не пропадем. К тому же для работы в ВТО у нас есть разгон — семилетний переходный период. И это немало, если власти России будут шевелиться, повышая конкурентоспособность экономики. А на ее повышение будут работать техническое регулирование, программа поддержки промышленного экспорта, свободные экономические зоны, развитие высокотехнологичных производств, стимулирование развития автомобилестроения, авиационного и машиностроительного секторов, полагают в Минэкономразвития.

Вопрос, когда и насколько действенными окажутся эти меры, сможем ли мы воспользоваться такими рыночными инструментами. Взять ту же поддержку экспорта. Теоретически она есть. На практике же система госгарантий не работает в полной мере. Так, в 2004 году бюджетные средства на эти цели (около 500 млн дол.) не использованы из-за сложившихся правовых коллизий. С 2005 года механизм закрутился, но предоставлено лишь 215 млн дол. из выделенных 600 млн. В текущем году гарантии еще не давались, хотя и рассматриваются проекты на общую сумму до 600 млн дол. К тому же, признают эксперты МЭРТ, реально гарантийная поддержка доступна только крупным экспортерам, а процедура ее согласования и получения очень сложная и длительная.

Рыночные инструменты у нас есть, но эффективно использовать их не получается. Может быть, потому что до кучи не хватает еще одного инструмента — ВТО?

На недавнем заседании совета по конкурентоспособности глава экономического ведомства сообщил, что качество экономического роста ухудшается. «Слабым звеном» экономики выступают обрабатывающие отрасли. Вклад машиностроения в прирост промпроизводства упал с 37 до 4,4%. Экспорт машиностроения сократился. На внутреннем рынке расширяется разрыв между требованиями спроса и предложением конкурентоспособных отечественных товаров. Снижаются инвестиции в производство пищевых продуктов, машин и оборудования. Высоки издержки выхода на рынки. Неразвитость финансовых рынков, невозможность получения долгосрочных кредитов на условиях, сопоставимых с иностранными конкурентами, и прочие «болячки» говорят не о лучшей форме экономики.

Станет ли ВТО той чудесной палочкой-выручалочкой, по мановению которой у нас сразу все само собой наладится? Нет, конечно. Инструментом надо уметь пользоваться. В противном же случае ситуация будет такой же, как в басне про мартышку, которая к старости слаба глазами стала. Однако очки, даже в большом количестве (полдюжины), не помогли ей. Хотя она и старалась воспользоваться этим инструментом: «...То их понюхает, то их полижет»…