Хорошего всегда мало

Высокие требования аудитории влияют на программы и их качество
| статьи | печать

Завершила свою работу XIV выставка «Экономическое и бизнес-образование». Все ее посетители получили максимум новой и объективной информации о разнообразных программах обучения.

Анализ программ, предоставляемых бизнес-школами Москвы и Санкт-Петербурга, показал, что почти в каждой из них помимо General Management (программы общего и стратегического менеджмента) присутствует одна или несколько специализированных программ (см. диагр. 1).


Наиболее востребована программа «Менеджмент в финансах/Банковский менеджмент» (17 программ). Она предназначена как для менеджеров и руководителей, уже имеющих знания в области финансового менеджмента, так и бухгалтеров, которые хотят повысить свою квалификацию в области управления финансами предприятия. Следом идут «Маркетинг», «Глобальный менеджмент», «Менеджмент в производстве». В 12 бизнес-школах обучают по программе Executive MBA. Наименьшей популярностью пользуется программа МВА «Менеджмент в медицине».

Имеются и специализированные программы МВА для нефтегазовой, строительной, транспортной и торговой отраслей, что свидетельствует об их стабильном развитии и востребованности профессиональных специалистов.

По оценкам экспертов, общий объем рынка бизнес-образования в Москве и Санкт-Петербурге в денежном выражении составляет сегодня 1 млрд 290 млн руб., львиная доля которого приходится именно на Москву.

Стоимость большей части программ МВА как в Москве, так и в Санкт-Петербурге составляет от 200 до 400 тыс. руб. В Москве рынок считается массовым, Петербурге — эксклюзивным. Там больше дорогих программ (более 500 тыс. руб.). Однако надо отметить, что значительная часть слушателей дорогих программ — приезжие, а не жители города.

По данным исследования компании Begin Group, в Москве более 50% слушателей платят от 300 до 400 тыс., а в Петербурге 62% – более 500 тыс. руб. Получается, что петербуржцы готовы потратить на свое образование гораздо больше, чем жители Москвы.

Многие школы получили ту или иную зарубежную аккредитацию, благодаря которой они имеют возможность выдавать своим выпускникам двойной диплом совместной программы или западный диплом. Большинство российских бизнес-школ предлагают российские программы МВА с присвоением государственного диплома МВА. Так, в Москве и Санкт-Петербурге на программах с присвоением российского государственного диплома МВА обучаются 6040 человек, на совместных программах двойного диплома — 1940 человек.

Рынок бизнес-образования России постепенно насыщается, школы разработали много модульных программ для привлечения жителей регионов. Значительное внимание уделяется заочной и дистанционной формам обучения. Однако доля модульного формата по сравнению с вечерней формой постепенно возрастает. Этому способствует высокая мобильность регионов, растет количество деловых и профессиональных поездок.

По словам Аллы Жаворонковой (компания Begin Group), приходя на программу МВА, слушатели берут достаточно высокий старт: им уже не нужно рассказывать основы менеджмента и маркетинга, для них важнее новые знания в той или иной сфере.

Безусловно, высокие требования аудитории влияют на сами программы и заставляют бизнес-школы внимательно следить за качеством программ и постоянно повышать его. Несмотря на то что количество программ увеличилось по сравнению с прошлым годом, слушатели все равно считают, что их недостаточно.