Имущество есть, да не налогам честь

| статьи | печать

Все чаще граждане пользуются недвижимым имуществом без оформления соответствующих прав собственности. Отсутствие этого права не дает оснований налоговым органам исчислить налог на имущество физических лиц. И сегодня это одна из насущнейших проблем.

 

Причин несвоевременной регистрации права собственности не так много:

·        несвоевременное принятие гражданами в установленном порядке наследуемого имущества;

·        правовой вакуум в отношении привлечения к административной ответственности за невыполнение обязанности по регистрации права собственности.

В отношении первой причины отметим: в соответствии со ст. 5 Закона от 09.12.91 № 2003-I «О налогах на имущество физических лиц» налог на имущество физических лиц за строение, помещение и сооружение, перешедшие по наследству, взимается с наследников с момента открытия наследства.

Статьей 1113 ГК РФ установлено, что открытие наследства происходит со смертью гражданина. Однако в соответствии со ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. При этом наследство принадлежит наследнику со дня его открытия независимо от времени фактического принятия и госрегистрации права на наследованное имущество. Но то ли по причине правовой близорукости наследников, то ли умышленно во избежание обязанности по уплате налога процедура принятия может быть отсрочена на несколько лет.

К сожалению, наиболее действенная мера по активизации принятия наследства в установленные сроки — возможность признания его выморочным и переход в собственность РФ.

Но по факту признанное выморочным имущество с переходом его в собственность государства вызовет потери доходов местных бюджетов.

Во-первых, признание имущества выморочным означает отсутствие плательщиков по налогу на имущество физлиц. Во-вторых, такое имущество передается не в собственность соответствующего муниципального образования (МО), а в собственность РФ.

Для решения задачи по передаче выморочного имущества в собственность МО необходимо создание соответствующего федерального закона.

Он должен предусматривать наиболее полный порядок передачи имущества в собственность субъектов РФ или МО. Кроме того, закон должен четко разграничивать виды имущества, подлежащего передаче в собственность РФ, ее субъектов и МО.

В итоге подобный закон позволит:

·        активизировать соблюдение наследниками сроков принятия имущества;

·        повысить доходы местных бюджетов от распоряжения и (или) перераспределения выморочного имущества;

·        побудить к участию в выявлении и учете выморочного имущества органы местного самоуправления соответствующих МО.

Вернемся ко второй причине несвоевременной регистрации права собственности. В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат регистрации в Едином госреестре в порядке, установленном ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон). Из
ст. 4 Закона следует, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество является обязательной. Вместе с тем ст. 16 Закона установлено, что госрегистрация прав проводится на основании заявления правообладателя.

КоАП РФ предусмотрено привлечение к административной ответственности за несоблюдение порядка регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним (ст. 19.21). Однако правовой вакуум в данном случае вызван тем, что в Законе не установлены сроки для обращения граждан с соответствующими заявлениями о регистрации недвижимости.

Другими словами, собственник (пользователь) не может быть привлечен к ответственности за неосуществление регистрации в определенный срок.

Реализация приведенных механизмов регулирования налоговой дисциплины тесно связана как с уровнем материальной обеспеченности населения, так и с существующим порядком регистрации права собственности.

Длительные очереди, неоправданная стоимость некоторых услуг, случаи умышленного затягивания оформительских процедур — все это запугивает граждан.

Нельзя не отметить значительный шаг государства в сторону снижения налогового бремени граждан в части отмены с 01.01.2006 налога на наследование.

Однако, рассчитывая на адекватное обеспечение местных бюджетов доходами по налогу на имущество физлиц, которые остаются незначительными, необходимо создать более благоприятные условия для формирования налогооблагаемой базы.

Действенной мерой может стать предоставление возможности по оформлению имущества по максимально упрощенным условиям. Но даже здесь может появиться сдерживающий барьер.

Как уже было сказано, исчисление налога на имущество, перешедшее по наследству, производится с момента открытия его, а не с даты регистрации права собственности на него.

Принимая во внимание, что часто с момента открытия до регистрации проходит несколько лет, потенциальные налогоплательщики просто боятся получить извещения об уплате налога за предыдущие годы.

Стало быть, актуально рассмотреть возможность освобождения граждан, не зарегистрировавших до настоящего времени свое право, от привлечения к уплате налога за периоды, предшествующие регистрации права собственности.

Для достижения прироста налогооблагаемой базы в соответствующем нормативном акте РФ будет целесообразным отвести определенный срок действия как для упрощенных условий оформления, так и для освобождения от привлечения к уплате налога за предшествующие периоды. Такой срок может составлять от 1 до 2 лет.

Пока же до внесения в законодательство соответствующих изменений главам администраций муниципальных образований остается проводить разъяснительную работу среди населения о зависимости доходов местных бюджетов и надлежащем оформлении прав собственности на недвижимое имущество.