Хотя Россия занимает первое место в мире по объему природного капитала, по развитию и реализации интеллектуального потенциала она находится среди аутсайдеров всех рейтингов.
Сегодня даже школьникам известен набор отраслевых приоритетов, на которых логично сконцентрировать усилия всей страны и где есть реальные шансы добиться успеха. Россия еще реально способна достойно бороться на мировом рынке за первенство в 12–17 наукоемких направлениях из тех примерно 50, которые определяют стратегический потенциал развитых стран. К ним обычно относят производство вооружений, энергетику, ядерные, космические, авиационные, информационные и биотехнологии. Однако в бурном половодье нефтедолларов, как на весеннем солнце снег, интеллектуальные преимущества страны тают.
Если в начале 90-х годов прошлого века доля России в мировом объеме заявок на изобретения составляла свыше 16%, а выданных патентов – более 33%, то к сегодняшнему дню доля заявок на изобретения снизилась почти в 7 раз (2,9%), а патентов — почти в 13 раз (2,6%). Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, уменьшилась в 2 раза. Объем российского внутреннего рынка инновационной продукции далек даже от 1% мирового (60 млрд дол.). Это меньше, чем у США, в 192 раза, Японии — в 85, Китая — в 15 раз.
На Западе причиной такого состояния интеллектуальных ресурсов России называет не только уход из научно-технической сферы тысяч инженеров и ученых, их низкую зарплату, но и неприемлемые условия труда, а также специфическую политику государства, которое не поддерживает науку, высокие технологии, инновационный бизнес и даже систему образования.
Чего же нам недостает?
Сегодня задача инновационного развития отнесена Президентом России к числу главных приоритетов государства. Принят перечень критических технологий, в 2002 году утверждены Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу.
Но по объему финансирования исследований и разработок Россия, как и прежде, занимает последние места не только в «восьмерке», но и в числе 30 стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Учрежден Инновационный фонд, но он худосочен и пока занимается пусть важными экономическими, но вовсе не новаторскими проектами.
Декларирована охрана прав интеллектуальной собственности. Однако шумные рейды на нелегальных производителей и торговцев компакт-дисков оставили в тени экономических пиратов, беззащитными жертвами которых стали серьезные исследования и блестящие технологические разработки российских научных центров.
Привилегию поощрения грантами выдающихся ученых и толковых студентов власти переложили на плечи промышленных магнатов.
Вопрос снижения налогового давления на инновационную деятельность так и не решен, а ученые могут только мечтать об интеллектуальной ренте.
Чиновники все еще пытаются ограничить интеллектуальное развитие страны рамками «бухгалтерских» обсчетов и бюджетного меркантилизма.
Российская академия естественных наук стала инициатором создания Национального комитета «Интеллектуальные ресурсы России».
Ученые предлагают властям от продажи мозгов перейти к экспорту интеллектуального продукта, а для этого разработать стратегию интеллектуального лидерства. Однако отклика пока не слышно.
Сам дурак
Современный бизнес начинается с интеллектуального капитала, который хороший хозяин приумножает, пестует и лелеет, направляет на его развитие инвестиции и возвратный капитал (см. «ЭЖ»
№ 35). Однако российские предприниматели жалеют средства на возвратный капитал. Им невдомек, что в условиях глобализации знания стали основным конкурентным преимуществом. Поэтому развитие технологичного бизнеса остается одной из наиболее острых проблем отечественной экономики.
В то же время в мире уже действует немало компаний, главным или даже единственным продуктом которых стали найденные, извлеченные, очищенные, систематизированные и переработанные знания, которые распространяют так же, как обычный товар.
Объем и качество знаний, профессиональный уровень руководства и персонала стали решающим фактором благополучия предприятия на рынке.
Исследования агентства «Эксперт-РА» и консалтинговой компании BCG показали, что основными проблемами и сдерживающими факторами развития российских компаний (по мнению их топ-менеджмента) являются: устаревшая оргструктура и система управления — 87%, недостаток инвестиционных ресурсов — 83%, низкая квалификация персонала — 78%, низкая конкурентоспособность предприятия — 74%.
Процессы интеллектуализации производства ведут к разделению стран, народов и общественных групп по критерию их отношения к знаниям и соответственно по возможности пользоваться достижениями цивилизации. Эта глобальная тенденция грозит ленивым и косным умам оставить свои страны на обочине прогресса.
Разжижение мозгов
В государстве, где миллиарды маринуют и утрамбовывают на «черный день», где все больше бюджетных средств закладывают в раздутый госаппарат и жалеют копейки на жизненно важные направления развития общества, камнем преткновения стала капитализация научных знаний и включение их в деловой оборот.
Мы до сих пор по инерции продолжаем говорить о высоком интеллектуальном потенциале России. Однако конкретные цифры уже свидетельствуют об обратном. Если уровень образованного населения в США держится на планке 25%, то в России он снизился до 9%.
Как сообщил президент РАН Юрий Осипов, за последние 15 лет количество научных работников в России сократилось с трех до одного миллиона человек. На 100 российских ученых приходится всего 5,4 научной публикации в год. Это один из самых низких показателей в мире. Для сравнения: в Китае он составляет 5,5, в Индии — 16, а в Великобритании — 58.
Учтем, однако, что у каждого третьего программиста в компании Microsoft русские или, по крайней мере, советские корни. За последние 15 лет за границу уехали около 25 тысяч российских ученых, свидетельствует замминистра, статс-секретарь Министерства образования и науки РФ Дмитрий Ливанов (по другим источникам, только в США — более 100 тысяч).
Решить проблему Ливанов предлагает повышением заработной платы молодым ученым и специалистам, занятым на государственных предприятиях.
Ректор МГУ Виктор Садовничий констатирует: страну ежегодно покидает до 15% выпускников российских вузов. Существенно ухудшилось и качество подготовки как в школе, так и в университетах. В постсоветскую эпоху в три раза меньше стало обслуживающих науку работников.
Ректор ГУ «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов с тревогой отмечает, что сегодня в вузах только 16% «созидателей знаний» — ученых и педагогов, которые практически заняты развитием науки. Это в 2 раза меньше, чем в 1990 году. Чтобы исправить положение, Кузьминов предлагает вернуть в вузы конкурс на фундаментальные исследования, ввести селективные гранты и надбавки ученым, которые заняты развитием науки, создать условия для прихода в вузы молодых ученых и педагогов.
Государство создает единую образовательную информационную среду регионов как часть единого информационного пространства страны. Премьер-министр России Михаил Фрадков подписал распоряжение о выделении в 2007 году из федерального бюджета 1,5 млрд руб. на подключение школ к Интернету.
Однако после реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006—2010 годы в мировом рейтинге по качеству образования Россия сможет подняться с 30-го только на 20-е место. А доля населения в возрасте 25—65 лет, вовлеченного в систему дополнительного образования, увеличится с 2,4 до 7,2%.