Такие дела — деревянные…

4-е место в мире занимает Россия по объему заготовки древесины, но почти незаметна в торговле товарами из дерева
| статьи | печать
Такие дела — деревянные…

«Необработанную древесину мы в огромных количествах продолжаем вывозить из страны, и наши соседи продолжают зарабатывать на российском лесе миллиарды долларов», — сетовал Президент России Владимир Путин на совещании по вопросу развития лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса (ЛПК) в Сыктывкаре (Республика Коми) в апреле 2006 года. И тут же дал рецепт оздоровления отрасли — надо отрегулировать таможенные пошлины, чтобы стимулировать не вывоз леса, а создание перерабатывающих производств на территории России.

 

Несчастная доля

 

Сейчас на долю лесной промышленности приходится чуть более 2% ВВП, при полной загрузке мощностей он в состоянии переработать не больше 50% заготовленной древесины (180 млн куб. м в 2004 году). Изношенность оборудования доходит до 80%. У многих из 35 тыс. предприятий отрасли просто нет необходимого оборудования по выпуску продукции глубокой механической и химической переработки древесины. В таких условиях им выгодней быстро срубить и быстро продать лес.

Именно поэтому Россия экспортирует в основном (40 млн куб. м) «круглый лес» — необработанную древесину. И таким образом обеспечивает дешевым сырьем более трети (35,4%) мирового лесного рынка.

Но предлагаемое Президентом увеличение ставок таможенных пошлин без создания новых современных мощностей по переработке древесины может разорить многие предприятия. И тогда говорить о развитии отрасли будет проблематично.

Очевидно, что только фискальными мерами проблемы деревоперерабатывающего комплекса России не решить. Сложность заключается в том, что властям надо найти мудрый баланс между ограничительными мерами и поддержкой бизнеса.

Решение проблемы заместитель министра промышленности и энергетики Андрей Реус видит в строительстве новых лесопромышленных предприятий по глубокой переработке древесного сырья в местах «традиционных» лесозаготовок, а также по заготовке и глубокой переработке древесины при освоении новых лесных массивов.

Эксперты подсчитали: чтобы получить в ЛПК прирост производства на 1%, нужны инвестиции не меньше 50 млрд руб. в год.

По мнению Андрея Реуса, на техническое перевооружение отрасли необходимо ежегодно привлекать не менее 135 млрд руб. А в бюджете 2007 года на всю лесную отрасль предусмотрены государственные ассигнования в размере чуть больше 7,7 млрд руб.

 

Срочно нужны вливания

 

Хотя объем иностранных инвестиций в лесопромышленный комплекс России в 2005 году вырос на 25% и составил 39 млрд руб., инвесторы не торопятся в российские лесные кущи.

По мнению представителей крупных предприятий, привлечению средств мешают непрозрачность целей и туманность перспектив отрасли, нерешенные вопросы с выделением и арендой земли, действующая инвестиционная и тарифная политика, которая неблагоприятна для солидных вкладов.

Справедливости ради надо сказать, что государство уже начало стимулировать иностранные инвестиции в развитие  ЛПК, корректируя в сторону уменьшения ставки ввозных таможенных пошлин на оборудование для деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Но серьезных изменений до сих пор не произошло.

В ЛПК всего 9 крупных корпораций, объем реализации продукции которых превышает 50 млрд руб. Подавляющее большинство компаний средние и мелкие. По законам рыночной экономики именно они должны взять на себя венчурные функции, осваивать новые территории и технологии.

Однако малый бизнес не способен самостоятельно справиться со сложной задачей перехода от вырубки леса к его глубокой переработке. Чтобы он стал мобильным, начал осваивать новые мощности, для него еще предстоит создать благоприятный инвестиционный климат и выгодные экономические условия.

Не дожидаясь государственных решений, в ЛПК внедряются крупные отечественные финансово-промышленные объединения. Приход новых собственников может повысить эффективность работы отрасли и привлечь крупные инвестиции.

С 2007 года полномочия по распоряжению лесными ресурсами согласно Федеральному закону № 199 переходят к субъектам Федерации, которым еще предстоит выработать комплекс мер, гарантирующих нормальные условия инвестиционной деятельности. И в частности, обеспечить сырьевую базу. Чтобы предприниматель, вложивший средства, например в строительство целлюлозно-бумажного комбината, был уверен, что его предприятие будет в достатке обеспечено сырьем.

 

Прирастет ли ЛПК Сибирью?

 

Самые значительные и качественные лесные ресурсы страны сконцентрированы в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Однако в восточных регионах страны только 2% производственных мощностей по переработке леса, поэтому поднять эту целину без крупных инвестиций невозможно.

Во всех перспективных лесопромышленных зонах необходимо создать современную инфраструктуру и прежде всего решить застарелую российскую проблему дорог.

Сегодня на одну тысячу га лесоразработок в России приходится лишь 1,2 км лесных дорог. Для сравнения: в Финляндии этот показатель — 40 км.

Чтобы существенно повысить эффективность лесной промышленности, только в разрабатываемом лесном массиве необходимо проложить 8 тыс. км коммуникаций. Это стоит порядка 11 млрд руб. Эксперты подсчитали, что, комплексно и разумно потратив эти средства, можно дополнительно ввести в хозяйственный оборот 120 млн куб. м леса, за который только на аукционах реально получить 18—20 млрд руб. А при его цивилизованной переработке прибыль вырастет на порядок.

В бюджете нынешнего года на строительство лесных дорог впервые выделено 500 млн руб. Это, конечно, капля в море, которая не решает проблему, а только размазывает ее тонким слоем по огромной территории.

 

Смена вектора отношений

 

Минпромэнерго подготовило концепцию ФЦП развития мощностей в лесопромышленном комплексе по глубокой переработке древесины. Но и сами чиновники признаются, что от концепции до программы — «дистанция огромного размера». Также обстоят дела и с техническими регламентами выпуска продукции лесопромышленного комплекса, которые должны нацеливать на обеспечение условий производства конкурентоспособной продукции. Однако разработка и принятие этих важных нормативных документов растянуты на годы.

Эксперты полагают, что для оздоровления лесопромышленного комплекса страны необходимо «прозрачное» и «транспарентное» правовое поле. Проще говоря, следует поставить заслон злоупотреблениям, коррупции и воровству. Ключевую роль здесь должен сыграть новый Лесной кодекс. Однако этот законопроект все еще вызывает много споров и критики.

Ведомства, депутаты, общественные и экологические организации никак не придут к единому мнению по поводу 1500 внесенных поправок к основному лесному закону, а нерешенные спорные вопросы могут еще серьезно аукнуться в будущем (см. «ЭЖ» № 36).

 

Человеческий фактор

 

Очевидно, что многие проблемы кроются в самом отношении граждан и, в частности чиновников к лесу и продукции из древесины. Мы знаем, что в России леса много, и привыкли относиться к нему потребительски, а не по-хозяйски.

За последнее время предприняты определенные шаги по выработке государственной политики в отношении лесной и деревообрабатывающей промышленности. В частности, приняты Концепция развития лесного хозяйства на 2003—2010 годы и Основные направления развития лесной промышленности до 2015 года.

Сегодня граждане меньше палят леса, а лесные ведомства вкладывают деньги не столько в ликвидацию пожаров, сколько в профилактические и противопожарные работы.

И вот в мае этого года Правительством РФ было принято решение перенести акцент проекта «Доступное жилье» с многоэтажных домов на небольшие деревянные коттеджи. По расчетам экспертов, цена
1 кв. м в малоэтажном доме составляет от 300 до 400 дол. — это в 2—3 раза меньше, чем в современных многоэтажках.

Еще одно направление перспективного использования древесины — утилизация отходов лесной промышленности. Их можно использовать не только для производства древесно-стружечных панелей, но и как экологически чистое и высокорентабельное топливо. Специалисты уверяют, что стоимость такой лесной энергии на 50% ниже, чем при сжигании газа. 

По данным природоохранных органов, в стране ежегодно незаконно заготавливается как минимум 19 млн куб. м леса. Контрабандная древесина из России составляет 15 % мирового рынка лесопродукции. Министр природных ресурсов Юрий Трутнев уверяет, что в стране началась серьезная борьба с незаконными рубками, воровством и контрабандой леса.

В 2006 году введен космический мониторинг на 100 млн га лесного фонда. Планируется, что в 2007—2008 годах космический дозор охватит всю зону интенсивного лесопользования. По данным Министерства природных ресурсов, на современную технологию израсходовано 50 млн руб. А космический дозор уже позволил выявить и предъявить к взысканию экономический ущерб на сумму свыше 650 млн руб. Правда, штрафы пока никто не спешит платить.

Статистика свидетельствует, что к лесу стали относиться бережнее. За последние два года начал выравниваться баланс между использованием и воспроизводством лесов.

 

Президентский проект

 

Комплекс мер по развитию лесопромышленного комплекса страны предусматривает:

·        создание благоприятных условий для инвестиций в лесопереработку на основе инвестиционных соглашений, ориентированных на долгосрочное стратегическое партнерство в лесном секторе;

·        стимулирование деревянного домостроения, включая развитие производства деревянных клееных конструкций;

·        расширение производства лесозаготовительных машин;

·        развитие инфраструктуры в целях освоения новых лесных массивов;

·        стимулирование применения энергоносителей древесного происхождения в качестве альтернативных источников топлива для коммунальной энергетики;

·        обеспечение последовательного снижения ставок вывозных таможенных пошлин на продукцию глубокой переработки древесины и поэтапное их увеличение на отдельные виды круглых лесоматериалов;

·        отмену ставок на высокотехнологическое оборудование для переработки древесины, комплектующие и запасные части для машин, промышленное производство которых предполагается организовать в России.