Прибыльная колея

ОПЫТ ПРЕДПРИЯТИЯ
| статьи | печать
Прибыльная колея

Компания «Омск-пригород» первая на сети российских железных дорог опровергла мнение, что пригородные электрички убыточны. За три года выручка от продажи билетов возросла в 2,5 раза, а прибыль в прошлом году достигла 16,2 млн руб.

В начале славных дел

 

Основная задача, поставленная учредителями перед руководством компании, — вывести пригородные сообщения на безубыточный уровень и повысить качество обслуживания пассажиров. Пригородные пассажироперевозки всегда считались нерентабельными, и все понимали, что объективные трудности неизбежны. Главная из них — нерешенный вопрос с возмещением потерь вследствие государственного регулирования тарифов.

Равиль Бикбавов, возглавивший убыточное на тот момент предприятие, сумел за короткий срок наладить эффективную работу новой пригородной пассажирской компании.

Чтобы удержать стоимость проезда в электропоездах на одном уровне, компания заключила договор с правительством Омской области, которое согласилось оплачивать проезд региональных льготников.

В итоге в 2004 г. прибыль составила 2 млн руб., а годом позже достигла 6,2 млн, что позволило впервые на сети дорог заплатить акционерам 4 млн руб. дивидендов и направить 7,5 млн руб. на инвестиционные проекты. Сегодня доля ОАО «Омск-пригород» в общей прибыли, полученной всеми пригородными компаниями Западно-Сибирской дороги, составляет 93%.

Секрет успеха

 

«Мы начали с того, что пересмотрели статьи расходов, усилили финансово-экономический блок, разграничили деятельность подразделений, — говорит генеральный директор ОАО «Омск-пригород» Р. Бикбавов. — Параллельно занимались маркетинговыми исследованиями, которые позволили осуществлять перевозки в наиболее оптимальном по затратам режиме. Зачастую источником  того или иного решения служили отклики пассажиров».

К примеру, перед тем как приобрести высокоскоростной электропоезд на маршрут Омск — Тюмень, узнали мнение людей на каждой станции следования и установили наиболее экономически оправданные и удобные тарифы.

На направлении Омск — Петропавловск благодаря откликам пассажиров подкорректировали на 4 часа график движения — наполняемость электропоезда увеличилась на 30%.

Просчитывается также количество вагонов, необходимое для перевозок пассажиров, так как дорога берет плату за пользование инфраструктурой. Чем короче состав, тем меньше денег отдавать дороге и тем больше их остается в компании.

Так, например, в первом полугодии 2006 г. пассажирооборот составил 102%, вагоно-километры — 87%, а «населенность» электропоездов — 116% к уровню прошлого года. То есть меньшим количеством вагонов компания перевезла большее количество пассажиров, научились экономить.

Решена и другая проблема — безбилетники. Если в первый год контролеры ежемесячно собирали в электропоездах лишь по 500 тыс. руб., то с 2004 г. сбор с «зайцев» составил 2 млн руб. Изменилась мотивация контролеров: теперь их зарплата напрямую зависит от суммы сбора.

Появилась собственная служба контроля и сопровождения, объединяющая сотрудников всех линий пригородного сообщения, налажено взаимодействие с контролерами-ревизорами и транспортной милицией. По словам начальника новой службы Виктора Горносталева, сейчас в каждом электропоезде один сотрудник службы контроля патрулирует состав, а второй сопровождает контролера-ревизора. Очень эффективно.

Скорость + комфорт + кадры = прибыль

 

В 2004 г. на паритетных началах Западно-Сибирской дорогой и правительством Омской области был построен пригородный вокзал стоимостью 140 млн руб. и общей площадью 3000 кв. м с крытым переходом, аналога которому нет в Сибири.

На основе соглашения о сотрудничестве учредителями компании приобретено пять новых электропоездов, три из них повышенной комфортности.

Как отмечает Равиль Бикбавов, это позволило запустить ускоренные электропоезда по маршрутам: Омск — Новосибирск, Омск — Тюмень, Омск — Петропавловск. Люди сразу почувствовали их преимущества перед поездами дальнего следования: выручка от продажи билетов в прошлом го-ду увеличилась в 2 раза, а все доходы компании в 2005 г. — на 103 млн руб.

Пассажиры в электропоездах повышенной комфортности добираются до Новосибирска за 6 час. 45 мин., а в поездах дальнего следования — за 11 часов. Время в пути до Петропавловска всего 4 часа, а до Тюмени — 7 часов.

Планомерно аккумулируя прибыль от трех коммерческих комфортабельных электропоездов, в компании не забывают и о социальном аспекте. До сих пор тарифы в обычных 15 электропоездах компании «Омск-пригород» остаются самыми низкими в области, проезд на электричке в черте города стоит 6—7 руб., тогда как на общественном транспорте — 8—10 руб. В то же время компания следит за своими доходами и не  будет работать себе в убыток.

Четкое взаимодействие с учредителями — основа успеха компании, но не менее важен высокий профессионализм работников. Примером, безусловно, служит Равиль Бикбавов. За 25-летнюю безупречную службу награжден орденами «Знак Почета», Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени, знаком «Почетному железнодорожнику» и двумя медалями. Сегодня он — член-корреспондент Российской и Международной инженерных академий, имеет звание «Заслуженный работник транспорта РФ». Неоднократно избирался депутатом Омского городского и областного Советов народных депутатов, Законодательного собрания Омской области. Равиль Бикбавов награжден орденом «Слава Нации», который вручается за активную деятельность в области благотворительности и социальной поддержки населения.

Много внимания уделяется кадровой политике. Численность коллектива выросла более чем в 4 раза и достигла 500 человек, что объясняется назначением новых маршрутов, открытием пригородного вокзала, усилением ревизорского аппарата, улучшением качества сервиса и предоставляемых услуг и развитием коммерческой деятельности.

К успехам можно отнести и создание предприятия общественного питания, мини-магазинов. Помимо этого, налажена работа с омскими рекламодателями. Товарооборот вырос от 120 тыс. до
1 млн 600 тыс. руб.

Перспективы

 

В марте 2005 г. губернатор Омской области Леонид Полежаев обратился к руководству компании «РЖД» с предложением об увеличении уставного капитала ОАО «Омск-пригород» с оплатой размещаемых акций имуществом, принадлежащим Омской области и ОАО «РЖД». После определения долей и оформления права собственности на пригородный вокзал и два электропоезда Омская область готова передать их в оплату уставного капитала Общества. Западно-Сибирская дорога также подготовила аналогичный перечень имущества. Затем по указанию первого вице-президента компании «РЖД» Вадима Морозова был составлен план-график мероприятий по проведению дополнительной эмиссии акций ОАО «Омск-пригород». Размещаться они будут по закрытой подписке между учредителями компании осенью этого года после прохождения всех формальностей.

Соотношение акций между учредителями — 51 и 49%.

Почему такое соотношение долей в уставном капитале считается целесообразным, не ясно. Ведь ответственность за упорядочение государственного регулирования тарифов возложена на субъекта Федерации, следовательно, и доля региона должна быть весомее.

«Полноправному хозяину легче работать, — считает Равиль Бикбавов. — Он может оперативно решать вопросы без бумажной волокиты. Ведь основные фонды пассажирского хозяйства находятся на балансе Омской дистанции гражданских сооружений и Омской региональной дирекции по обслуживанию пассажиров, а подвижной состав — на балансе локомотивного депо Омск. Все это имущество должно принадлежать компании. Тогда можно говорить о полноценном управлении им и о получении большей прибыли».

Наделение компании собственностью позволит в перспективе расширить сеть магазинов и создать объекты бытового обслуживания. Также в планах компании — строительство торгового комплекса, расширение рекламной деятельности.

Кроме того, компания планирует приобретение двух автобусов, которые будут курсировать по городским окраинам, и полную реконструкцию здания цеха по ремонту электроподвижного состава.

Экономическая целесообразность этого шага подтверждается расчетами финансистов компании. Ведь не зря же компания «Омск-пригород» признана лидером экономического развития России и получила приз международного признания «TRANSPARANCY AWARD 2006» за следование принципам прозрачности в деловой практике.

 

Визитная карточка компании

 

ОАО «Омск-пригород»
динамично развивающаяся российская пригородная компания — создана 1 июля 2003 г., численность сотрудников — около 500 человек.

51% акций компании принадлежит ОАО «РЖД»,

49 — омскому областному правительству.

Руководитель компании
Равиль Бикбавов — депутат Законодательного собрания Омской области, почетный железнодорожник.

Контактная информация:

Россия, 644020, г. Омск, ул. Лобкова, 1.

Приемная 8 (3812) 44-39-70, тел./факс 45-13-99.

E-mail: omskprig@mail.ru