Многие информационные системы зарубежных кредитно-финансовых учреждений построены на основе использования процессов полностью автоматизированной обработки данных. На деле это означает ускорение обслуживания клиентов и повышение управляемости организацией в целом. Однако российский финансовый бизнес до сих пор занимается «лоскутной автоматизацией».
Рост объемов обрабатываемой информации, массовое обслуживание физических лиц, расширение сетей филиалов и отделений — типичная ситуация для большинства российских банков. В связи с этим они проводят автоматизацию бизнес-процессов, целью которой является создание информационной системы, обеспечивающей эффективное решение основных бизнес-задач.
Зачастую подобные меры носят локальный характер, и остается целый ряд проблем: от несогласованности форматов данных до отсутствия единой справочной системы поддержки. Появляется необходимость полной автоматизации бизнес-процесса от начала до конца с возможностью взаимной интеграции с другими процессами организации.
Эту задачу решают информационные системы, использующие процессы класса Straight-Through Processing (STP) — процессы «сквозной обработки данных». Они предполагают высокую степень автоматизации, когда вмешательство человека на очередном этапе выполнения задания требуется только в крайнем случае.
Примером применения таких систем является обслуживание клиентов банка через Интернет. Не отходя от компьютера, пользователь может пополнить свой счет, осуществить денежный перевод, оплатить услуги оператора сотовой связи — и все это происходит автоматически, без участия сотрудников банка. Это не только экономит ресурсы организации, но и делает ее привлекательнее в глазах клиентов, повышая конкурентоспособность.
Концепция STP частично реализована во многих банковских системах, однако в большинстве случаев в них не предусмотрено управление нормативно-справочной информацией. Полная автоматизация бизнес-процесса невозможна без поддержки справочной системы, своего рода «палочки-выручалочки» в отсутствие человека. Более того, нормативно-справочное обеспечение необходимо для всех процессов банка с любой степенью автоматизации.
В исследовании Tower Group, посвященном построению STP-систем, подчеркивается, что четыре из пяти кредитно-финансовых организаций считают основными препятствиями к построению STP-процесса несовместимость и неполноту справочных данных, включающих описание финансовых инструментов, контрагентов, счета и другие объекты, используемые в обработке транзакций, аналитике, управлении рисками и т. д.
Одно из возможных решений этой проблемы обеспечивает интеграционная платформа NEXT — системный слой автоматизированной банковской системы NEXT, ядро которого составляет расширение системы Oracle Workflow. Данная платформа предназначена для автоматизации бизнес-процессов всех классов, в том числе и класса STP. В системе созданы репозитории бизнес-объектов и организационной модели, интегратор данных и ряд других компонентов, которые реализуют функции по поддержке нормативно-справочной информации.
Системы класса STP могут быть разработаны с применением инструментария workflow/BPM (Business Process Management) для автоматизации бизнес-процессов, систем обмена сообщениями класса MOM (Message-Oriented Middleware) и дру-
гих средств EAI (Enterprise Applications Integration). Подобные решения широко представлены на мировом и российских рынках, в частности в составе интеграционных платформ компаний BEA Systems, IBM, Microsoft, Oracle, SAP AG и т. д.
Структура и логика исполнения бизнес-процессов очень сложны, поэтому системы workflow/BPM, используемые в STP-процессах, должны обеспечивать задание сложных алгоритмов и правил банковского бизнеса. Другая особенность применения систем workflow/BPM — это широкие возможности обработки нештатных ситуаций при выполнении бизнес-процессов с минимальным участием сотрудников организации.
Несмотря на то что объемы финансовой информации, обрабатываемой системами средних западных кредитно-финансовых учреждений, намного больше, чем у крупных российских корпораций, глубокая автоматизация становится все более актуальной и для них. Чем выше степень автономности работы банковской информационной системы, тем выше скорость бизнес-процессов, тем меньше влияние ошибок персонала, тем эффективнее бизнес в целом.