Итак, какие же действия стоит предпринять руководству организации на каждом из этапов проверки?
Этап 1. Получено требование налоговых органов о представлении дополнительных документов
В соответствии со ст. 88 НК РФ камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Стоит отметить, что в настоящее время распространены случаи фактической замены камеральных проверок выездными и право налогового органа требовать у налогоплательщика в рамках камеральной проверки все документы, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налога, признается судами. Налоговые инспекторы направляют организациям требования представить бухгалтерские и первичные документы для камеральной проверки в течение пяти дней.
Раз у налоговых органов есть право требовать от организаций документы и пояснения, которые подтверждают данные сданной декларации, то у организаций соответственно есть корреспондирующая обязанность представлять такие документы. Ответственность за непредставление налоговому органу сведений предусмотрена ст. 126 НК РФ. В соответствии с п. 1 указанной статьи непредставление в установленный срок истребованных документов и (или) иных сведений, предусмотренных налоговым законодательством, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый не представленный документ.
На практике объем документов, которые необходимо представить, может оказаться настолько большим, что за пять дней все требуемые документы будет невозможно представить. Поэтому в случае возникновения описанной выше ситуации рекомендуется составлять сопроводительное письмо, а в нем указывать, какие именно документы уже представлены, с просьбой продлить срок на представление оставшейся части документов, с указанием причин непредставления.
При рассмотрении дел по заявлению налоговых органов о взыскании налоговых санкций суды в основном встают на сторону налогоплательщиков, указывая на то, что в несвоевременном представлении документов организация невиновна, так как организация уведомила инспекцию о том, что оставшиеся документы будут представлены и это было сделано в кратчайшие сроки (см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.12.2005 по делу № Ф04-8717/2005(17508-А27-37).
Составление такого письма также может иметь значение и для последующего судебного разбирательства. Обратите внимание на то, что в настоящее время суды часто отказываются принять у налогоплательщика документы, если они не были представлены по требованию налогового органа в рамках налоговой проверки. Например, при рассмотрении в этом году одного из дел для того, чтобы судом были приняты и оценены представленные организацией документы (акты сверки с таможенными органами), Арбитражный суд города Москвы потребовал представить и сопроводительное письмо, которое в свое время было направлено налоговому органу и содержало информацию о сроках проведения сверки с таможней и просьбу перенести срок представления документов (актов сверок) на более поздний.
При вынесении Постановления от 07.12.2005 по делу № КА-А40/11282-05 ФАС Московского округа указал, что «вывод суда первой инстанции относительно обоснованности отказа налоговым органом заявителю в применении налоговых вычетов в связи с непредставлением последним по требованию инспекции документов, подтверждающих право на применение налоговых вычетов в заявленном размере» был правомерным.
ВНИМАНИЕ!
В момент получения требования должностные лица компании должны проанализировать, какими документами она будет подтверждать свою позицию в случае вынесения налоговым органом решения о привлечении к ответственности и доначислении налогов, и обеспечить представление таких документов налоговому органу.
Необходимо отметить при этом, что трехмесячный срок на проведение камеральной проверки начинает течь с момента представления всех документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Таким образом, представление документов в более поздние сроки продлит проведение самой камеральной проверки.
Помните, что налоговые органы не вправе требовать от вас оригиналы документов или их нотариально заверенные копии (указанное подтверждено, в том числе ФНС России в Письме от 02.08.2005 № 01-2-04/1087).
Этап 2. Принятие решенияналоговым органоми составление акта
В настоящее время Налоговый кодекс РФ не обязывает налоговые органы составлять акты камеральных налоговых проверок, но и не запрещает этого. Учтите, что отсутствие акта по результатам камеральной проверки и соответственно непредоставление налогоплательщику возможности возразить относительно указанных в акте обстоятельств не является самостоятельным основанием для признания решения о привлечении к ответственности недействительным. Подтверждение этому можно найти в Постановлении ФАС Московского округа от 07.12.2005 по делу № КА-А40/11282-05.
Если налоговый орган не составил акт проверки и не направил организации требование о представлении документов, то у организации есть дополнительная возможность представить документы, обосновывающие свою позицию непосредственно в суд и доказать правомерность своей позиции.
Если акт все-таки был получен, то организации необходимо написать возражения с указанием пунктов разногласий с налоговыми органами.
По результатам проверки налоговый орган выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решение налогового органа должно быть вручено налогоплательщику либо его представителю под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком либо его представителем.
Если указанными выше способами решение налогового органа вручить налогоплательщику или его представителям невозможно, оно отправляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней после его отправки.
Дата получения решения налогоплательщиком имеет значение для исчисления трехмесячного срока на обжалование этого решения в судебном порядке.
Этап 3. Выставление требования
В соответствии со ст. 70 НК РФ налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате недоимки по налогу и пени в десятидневный срок с даты вынесения решения.
Как указано в п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71 пропуск данных сроков не означает, что требование недействительно. Однако пропуск срока на выставление требования не означает продление сроков на принятие решения о взыскании налога, а также на взыскание налога в судебном порядке.
Мы рекомендуем тщательно изучить вынесенное налоговым органом требование. Любая ошибка, которую инспекторы допустили при заполнении требования, может привести к тому, что оно будет признано недействительным. Организация вправе оспорить в судебном порядке требование с ошибками либо решение о бесспорном взыскании налога, принятое на основании такого требования.
Учтите, что согласно п. 4 ст. 69 НК РФ инспекторы обязаны указать в требовании следующее:
— сумму задолженности по налогу;
— размер пеней, начисленных на момент направления требования;
— срок уплаты налога, установленный законодательством;
— срок, в который требование должно быть исполнено;
— меры по взысканию налога;
— основания взимания налога, а также ссылку на положения закона, устанавливающего обязанность платить налог.
В соответствии с п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 в требовании нужно указывать еще и дату, с которой начисляются пени и ставки пеней. Эти данные необходимы, чтобы проверить, обоснованна ли недоимка, а также правильно ли начислены пени. К такому же выводу приходит большинство арбитражных судов.
Этап 4. Выставление инкассового поручения
Как указывалось выше, в требовании обязательно должен быть указан срок, в течение которого налогоплательщик должен его исполнить, то есть уплатить налог. С этим сроком связывается начало течения срока взыскания сумм налога в бесспорном порядке.
В соответствии с действующим налоговым законодательством применить меры по взысканию налога налоговый орган может не позднее 60 дней после истечения срока, указанного в требовании об уплате налога. Если требование выставлено с нарушением срока (позднее 10 дней с даты вынесения решения), то 60-дневный срок исчисляется с момента, когда требование должно было быть выставлено и исполнено. Правовых оснований для исчисления срока вынесения решения о взыскании налогов со дня фактического выставления требования не имеется, об этом, в частности, сделал вывод ФАС Московского округа в Постановлении от 04.03.2005 по делу № КА-А40/1471-05.
При получении выставленных налоговым органом инкассовых поручений необходимо проанализировать, все ли реквизиты инкассового поручения верно заполнены. Наиболее распространенная ошибка — неуказание в графе «назначение платежа» даты и номера решения о взыскании налога. Также встречаются иные ошибки, например, связанные с неправильным указанием наименования налогоплательщика.
Если инкассовое поручение заполнено верно, то предотвратить взыскание налогов с расчетного счета можно, подав заявление о принятии судом обеспечительных мер, которое подается в арбитражный суд одновременно с заявлением о признании незаконным требования. Порядок подачи и рассмотрения судами заявлений о принятии обеспечительных мер предусмотрен главой 8 АПК РФ.
В настоящее время, чтобы увеличить шансы на получение обеспечительных мер, необходимо использовать банковскую гарантию.
В соответствии с ч. 1 ст. 93 АПК РФ заявление об обеспечении иска рассматривается арбитражным судом, рассматривающим дело, не позднее следующего дня после дня поступления заявления в суд без извещения сторон.
В случае если судом будут приняты обеспечитель-ные меры, необходимо действовать по следующему сценарию:
1. Получить в суде копию определения суда о принятии обеспечительных мер;
2. Получить исполнительный лист (очень внимательно отнеситесь к реквизитам, указанным в исполнительном листе, так как нередко там содержатся ошибки, которые могут привести к тому, что налоговые органы откажутся отзывать, приостанавливать инкассовые поручения);
3. Срочно известить все банки, в которых имеются расчетные счета организации, о том, что у вас есть определение о принятии обеспечительных мер, сделать копии исполнительного листа и определения, заверить их у нотариуса, отвезти данные документы в банки;
4. Определение суда и исполнительный лист отвезти в налоговую инспекцию, которая выставила инкассовые поручения, с сопроводительным письмом.
Этап 5. Судебное взыскание недоимки
НК РФ не установлен срок, в течение которого налоговый орган может обратиться в суд в случае пропуска срока для бесспорного взыскания недоимки с юридического лица. Но данный пробел устранен Постановлением Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ».
Согласно п. 12 данного Постановления срок для обращения налогового органа в суд, установленный п. 3 ст. 48 НК РФ, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного п. 3 ст. 46 НК РФ для бесспорного взыскания соответствующих сумм.
Таким образом, данный срок является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа к юридическому лицу. Указанная правовая позиция подтверждена в п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Данная позиция в настоящее время поддерживается и арбитражными судами (см., в частности, постановления ФАС МО от 02.02.2005 по делу № КА-А41/77-05, от 23.09.2005 по делу № КА-А41/9009-05).
Алгоритм исчисления предельного срока для обращения налогового органа за взысканием налога в судебном порядке можно представить следующим образом: дата подачи налоговой декларации + 3 месяца на проведение камеральной проверки (если в пределах 3 месяцев налоговый орган запросил дополнительные документы, то 3 месяца исчисляются с даты представления этих документов) + 10 дней на выставление требования + 10 дней на его исполнение + 60 дней на бесспорное взыскание + 6 месяцев на обращение в суд.
Таким образом, организации необходимо следить также и за сроками предъявления налоговыми органами исков в суд.