Курс современного этапа развития отечественной экономики направлен на устойчивый экономический рост реального сектора, приоритет инвестиционной политики и долгосрочного кредитования. В свою очередь, устойчивое развитие определяется стабильным экономическим ростом его субъектов, в частности промышленных предприятий.
Независимо от размеров и видов деятельности всем предприятиям присущи некоторые общие черты. Предприятия:
-
являются самостоятельными субъектами рынка, то есть они самостоятельно принимают решения относительно организации своей экономической деятельности для достижения поставленной цели;
-
присутствуют на рынке ресурсов в качестве покупателя труда, инвестиционного капитала и материальных ресурсов и в качестве продавца произведенной продукции или услуг;
-
имеют в распоряжении ограниченные ресурсы;
-
намерены существовать неограниченно долго.
Одной из основных мотиваций создания и существования предприятия является получение прибыли.
Виды прибыли
В экономической науке в зависимости от используемых методов определения издержек различают бухгалтерскую, экономическую и нормальную прибыль.
Бухгалтерская прибыль определяется разностью между доходами и расходами, полученными или начисленными в отчетном периоде по основной, операционной, внереализационной и чрезвычайной деятельности предприятия.
Экономическая прибыль в отличие от бухгалтерской прибыли к категории расходов относит дополнительно доходы собственников предприятия на вложенный капитал. Такой подход объясняется тем, что в рыночной экономике собственники или инвесторы, вкладывая средства в предприятие, надеются получить величину дохода на вложенный капитал большую, чем величина гарантированного (безрискового) дохода.
В этом есть определенный риск, так как в случае недостаточной доходности, убыточной работы предприятия или его банкротства собственники или инвесторы могут не получить доход. Более того, это грозит им полной потерей своего капитала.
Кроме того, если доходность предприятия будет ниже доходности других аналогичных предприятий при одном и том же уровне риска, то, очевидно, собственники или инвесторы будут искать лучшие варианты использования своего капитала.
В условиях высокого уровня инфляции и жесткой ценовой конкуренции в состав издержек предприятия целесообразно включить и часть прибыли предприятия, предназначенной для компенсации роста цен на оборотные производственные ресурсы, чтобы обеспечить устойчивый экономический рост предприятия.
Таким образом, необходимым условием выживания и экономического роста предприятия в долгосрочном периоде является наличие определенного минимального количества прибыли, удовлетворяющего собственников и инвесторов предприятия и компенсирующего рост цен на оборотные производственные ресурсы.
Такую величину прибыли называют нормальной прибылью. Тогда экономическая прибыль представляет собой величину прибыли, превышающую нормальную прибыль.
«Золотое правило» экономического роста
Однако простое увеличение активов предприятия еще не гарантирует его экономический рост, необходимо обеспечить соответствующую отдачу, то есть обеспечить соответствующую эффективность использования производственных ресурсов предприятия.
Темпы роста прибыли и объема продаж должны опережать темпы роста экономического потенциала предприятия, а темпы роста прибыли, в свою очередь, должны опережать темпы роста объема продаж.
Это «золотое правило» экономического роста предприятия можно записать в следующем виде:
Тп > Тр > Та > 100% ,
где Тп, Тр, Та — соответственно темпы роста прибыли, объема реализации и активов предприятия.
-
Первое неравенство Та > 100% означает, что экономический потенциал предприятия возрастает, то есть масштабы его деятельности увеличиваются.
-
Второе неравенство Тр > Та указывает на то, что по сравнению с увеличением экономического потенциала объем реализации возрастает более высокими темпами, то есть увеличивается оборачиваемость активов и, как следствие, увеличивается отдача активов.
-
Из третьего неравенства Тр > Тр видно, что прибыль возрастает опережающими темпами, что свидетельствует, как правило, об относительном снижении издержек производства и повышении рентабельности продукции и, как следствие, повышение рентабельности активов предприятия.
Таким образом, основными показателями успешного существования промышленного предприятия в долгосрочной перспективе являются: величина прибыли, объем реализации и рентабельность активов. А в качестве целевой функции целесообразно использовать максимизацию экономической прибыли.
На промышленных предприятиях большая часть прибыли приходится на основную деятельность предприятия, которая определяется разностью объема продаж (выручки) и стоимости использованных ресурсов на производство и реализацию соответствующего объема продаж.
Увеличение прибыли предприятия возможно за счет увеличения объема продаж или снижения затрат предприятия на производство и реализацию продукции или одновременного изменения этих составляющих.
Основа принимаемых решений
Существует много различных путей увеличения объема продаж или снижения затрат, но, выбирая тот или иной вариант решения, необходимо всегда помнить о «золотом правиле» экономического роста. Принимаемые решения менеджерами предприятия должны быть ответственными и обоснованными, а их результаты необходимо всегда проецировать на основные показатели деятельности.
Следовательно, необходимо организовать такую систему учета на предприятии, которая удовлетворяла бы информационные потребности менеджеров различного уровня при принятии решений как на этапе планирования деятельности предприятия, так и на этапе ее регулирования.
Таким информационным потребностям отвечает система управленческого учета, предназначенная своевременно предоставлять информацию для внутрифирменного управления, оперативно контролировать затраты и результаты на разных уровнях, оценивать деятельность отдельных менеджеров и структурных подразделений на основе первичного анализа. Кроме того, система управленческого учета играет роль сигнальной системы в механизме управления предприятием.
Основные принципы
-
децентрализация управления деятельностью предприятия;
-
четкая направленность на конечный результат;
-
гибкость;
-
автономность.
Децентрализация управления предполагает распределение полномочий в принятии решений между различными его уровнями. При этом менеджер имеет право без согласования с высшим руководством оперативно принимать решения в определенных вопросах в пределах выделенных средств. Но, с другой стороны, он несет ответственность за результаты деятельности своего подразделения.
На предприятиях с децентрализованной системой управления выделяют структурные подразделения, называемые центрами ответственности.
Четкая нацеленность на конечный результат предполагает в рамках выделенных центров ответственности не только отвечать за конечный результат, но также и самостоятельно планировать свою деятельность на основе контрольных цифр, полученных от руководства предприятия.
Гибкость системы управленческого учета проявляется в решении поставленных руководством предприятия задач: планировать, учитывать, контролировать и анализировать затраты и результаты по местам их возникновения, по носителям затрат, видам деятельности, сегментам рынка, покупателям.
Гибкость достигается за счет организации разветвленного аналитического учета затрат и результатов, а также построением виртуальных финансовых центров, необходимых при решении поставленных задач.
Создание виртуальных финансовых центров возникает в случаях, когда необходимо объединить затраты и результаты нескольких центров ответственности или, наоборот, выделить часть затрат и результатов центров ответственности. Например, создание виртуальных финансовых центров необходимо при определении результатов по видам деятельности, по сегментам рынка, по покупателям и т. д.
Автономность системы управленческого учета предполагает организацию работы по планированию, учету, контролю и анализу в рамках каждого выделенного центра ответственности или виртуального финансового центра.
Справка
Центры ответственности
Центр затрат — менеджер контролирует только те затраты, на которые он может влиять; примером центра затрат может быть любое структурное подразделение предприятия.
Центр доходов — менеджер принятием решений может оказывать влияние на величину дохода (выручку); примером центра доходов является отдел сбыта или отдел маркетинга.
Центр прибыли — менеджер несет ответственность за величину доходов и затрат; примером центра затрат является филиал или производственное подразделение.
Центр инвестиций — менеджер имеет право влиять не только на затраты и доходы, но также и на величину активов инвестированием собственной прибыли; примером центра инвестиций является самостоятельное крупное отделение корпорации или дочерняя компания.