Минфин РФ в Письме от 16.06.2006 № 03-03-04/3/12 пояснил, что земельный налог, уплаченный за участки, которые временно не используются, не подлежит учету в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на основании п. 49 ст. 270 НК РФ, поскольку данные расходы не отвечают критериям п. 1 ст. 252 НК РФ (то есть не являются экономически обоснованными).
Мы уже писали о том, что это мнение очень спорное, поскольку платежи, которые не зависят от воли организации, не могут рассматриваться как экономически неоправданные (см. «ЭЖ» № 29, с. 8 «Земельный налог экономически необоснован?»).
Видимо, поняв, что в этом вопросе палку действительно перегнули, Минфин выпустил новое Письмо от 19.07.2006 № 03-03-04/1/589, в котором сообщил, что в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ в целях налогообложения прибыли к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Таким образом, организация вправе учитывать суммы начисленного земельного налога в качестве расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль, даже если земельный участок временно не используется для производственной деятельности.
Впрочем, Минфин решил на одном земельном налоге не останавливаться. В Письме от 27.03.2006 № 03-03-02/70 финансовое ведомство сообщило, что уплаченный со стоимости объектов непроизводственного назначения налог на имущество также учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.
По мнению финансового ведомства, суммы налога на имущество, уплачиваемые налогоплательщиком в соответствии с главой 30 НК РФ «Налог на имущество организаций», также в полном объеме учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль при условии надлежащего документального подтверждения данных расходов.
Как видим, ни о какой экономической обоснованности этих расходов Минфин речь уже не ведет.