Для современной рыночной экономики характерно обострение конкурентной борьбы за природные ресурсы, причем ведется она зачастую далеко не «парламентскими» методами. Только одна треть природопользователей в России соблюдает условия лицензионных соглашений. А бороться с «диким капитализмом» мешают ведомственная разобщенность и слабая материальная база государственного контроля.
Госнадзор за природопользованием сегодня включает несколько направлений (геологический, лесной, водный, земельный и морской), которые долгое время существовали отдельно. Каждый вид контроля имеет свою историю, нормативную и методическую базу. В одних случаях она создавалась веками, а в других — не насчитывает и двадцати лет. Сейчас все виды контроля объединены «под крышей» одного ведомства — Росприроднадзора (РПН).
Пожалуй, самым сложным из них является контроль геологического изучения, рационального использования и охраны недр. Сфера его деятельности весьма широка. Только лицензий федерального значения на право пользования недрами в нашей стране выдано более 13 тыс.
Причем именно здесь находятся наибольшие проблемы, прежде всего истощительная разработка самой ценной и эффективной части отечественной сырьевой базы — углеводородов. Ведь новыми запасами до сих пор не компенсировано порядка 1,5 млрд тонн нефти и 3 трлн куб. м газа. В то же время простаивающий фонд скважин увеличился за 10 лет в четыре раза.
В последние годы очевидна тенденция к ухудшению ситуации. Лишь треть недропользователей соблюдает все условия лицензий, причем каждый год число нарушителей растет.
Если в
По-прежнему продолжается самовольное (безлицензионное) пользование недрами: в целом за прошлый год было зарегистрировано 1537 таких фактов, в нынешнем — уже 674. Число компаний, имеющих лицензии, но не выполняющих условия соглашений, в
Суммы же штрафов, которые Росприроднадзор выставляет нарушителям, невольно вызывают улыбку — 32 млн руб. за весь прошлый год, а в бюджет взыскано немногим более половины. За первое полугодие
Хотя это, конечно, не сможет компенсировать потери, которые несет государство. По оценке экспертов, только от самовольного использования геолого-разведочных скважин для добычи нефти и газа в бюджет ежегодно не попадает несколько млрд руб.
Не лучше обстоят дела в области госконтроля за использованием, охраной, защитой лесного фонда. Здесь ситуация осложняется тем, что с выходом Постановления Правительства РФ № 600 старые структуры уже не могут осуществлять контроль, а новые — Росприроднадзор — пока не имеют достаточных ресурсов.
Но даже в этих условиях за первое полугодие
Крайне низкая результативность госконтроля особенно очевидна в области морской среды и внутренних вод. За последние годы РПН предъявил различным организациям иски о возмещении ущерба, причиненного природным ресурсам, на сумму 1,4 млрд руб. А взыскать удалось… лишь 20,9 млн, то есть менее полутора процентов.
Средний износ специализированного флота РПН превышает 85%, а постоянно увеличивающееся количество природопользователей, интенсивное развитие морской и береговой инфраструктуры, освоение континентального шельфа России требуют резкого усиления этого вида контроля. Одна надежда на российских пограничников, которые выставляют нарушителям наших законов «иски», от которых невозможно отказаться…
По оценке Сергея Сая, главы Росприроднадзора, для того чтобы навести порядок в сфере природопользования, нужно прежде всего разобраться с самим предметом госконтроля. Необходимо сформировать реестры объектов природопользования по видам ресурсов, включающие как учитываемые (лицензируемые) объекты, так и законсервированные скважины, горные выработки и т.п.
В России насчитывается несколько миллионов объектов природопользования. Но их структура такова, что около 3% формируют более 90% добываемых природных ресурсов, здесь же сконцентрировано негативное воздействие на окружающую среду. Именно они и должны стать в первую очередь предметом контроля в территориальных органах РПН.
Следующим шагом должно быть четкое разделение полномочий Росприроднадзора и органов исполнительной власти субъектов РФ, сам РПН следует наделить правом проверки территориальных органов Роснедр, Рослесхоза и Росводресурсов.
Предстоит также разработать ясные и четкие методики расчета причиненного государству ущерба при самовольном пользовании природными ресурсами и несоблюдении правил разработки месторождений.
А для повышения результативности проверок очень важно отладить порядок взаимоотношений с правоохранительными органами и заключить соглашения между Росприроднадзором и Федеральной таможенной службой, МВД и ФСБ.
Ведь защита природных богатств нашей Родины — общее дело всех ведомств. Пока природных ресурсов хватает, более того, они до сих составляют основу развития нашей экономики. Но невольно возникает вопрос: что останется нашим потомкам, если тенденция к ухудшению природопользования сохранится и в ближайшем будущем?