Шанхай распробовал байкальскую «уху»

Байкальский экономический форум — новая переговорная площадка на Востоке
| статьи | печать

Шанхайская организация сотрудничества намерена обзавестись новой переговорной площадкой в России. Накануне Секретариат ШОС заявил, что выступит соорганизатором Байкальского экономического форума, который пройдет в Иркутске с 19 по 22 сентября. Это будет уже четвертое подобное мероприятие, традиционно проходящее под эгидой Совета Федерации. Но теперь БЭФ получает совершенно новое звучание, становясь важной экономической площадкой международного уровня.

 

Фактически БЭФ может претендовать на роль форума-партнера Евразийского экономического форума, учрежденного ШОС в 2005 году и проводящегося по нечетным годам. Календарь БЭФ, проходящего в четные годы, позволил бы повысить «плотность» сотрудничества стран Азиатского региона. «Нам хорошо известна роль Байкальского форума в разработке новых идей и форм сотрудничества, направленных на ускоренное развитие экономики и экономических связей Сибири и дальневосточных федеральных округов России. Успешно развиваются контакты между этими регионами и провинциями Китая, и мы видим здесь огромные возможности для углубления и расширения взаимовыгодного сотрудничества в интересах не только двух наших стран, но и всех государств — членов ШОС, — говорит исполнительный секретарь Шанхайской организации сотрудничества господин Чжан Дэгуан. — Полагаем, что было бы важно объединить усилия Байкальского и Евразийского форумов для повышения благосостояния наших стран и народов».

Между тем в Иркутске склонны рассматривать БЭФ не только как международную, но и как российскую переговорную площадку. Губернатор Иркутской области Александр Тишанин намерен презентовать на форуме проект агломерации городов Иркутск, Ангарск и Шелехов. «Процесс агломерации позволит Иркутску стать городом-миллионником, но не просто путем механического соединения территорий, — говорит губернатор. — Этот миллионный город будет скреплен инфраструктурой: новым аэропортом, транспортной сеткой, территориями, застроенными малоэтажным доступным жильем, бизнес-центрами».

В заявке Иркутской области на создание ОЭЗ промышленно-производственного типа как раз обозначена площадка между Иркутском и Ангарском, которая может стать «сердцем» агломерации. Работа над созданием восточносибирского мегаполиса уже начата: в июне подписано соглашение с Федеральным агентством воздушного транспорта о строительстве между Иркутском и Ангарском нового аэропорта. Планируется, что на этот проект будет «завязан» еще один — создание транспортно-логистического комплекса в Иркутске. Эта тема также будет обсуждаться на Байкальском форуме.

По словам депутата Госдумы Сергея Дубровина, Иркутская область имеет очевидные географические преимущества как потенциальный транспортно-логистический центр. Здесь имеется необходимая инфраструктура — железная дорога (Транссиб и БАМ обладают значительными резервами развития), речная и автомобильная транспортные системы, аэропорты.

На БЭФ планируется обсудить вопросы создания транспортного коридора между Европой и АТР, комплексного развития Транскорейской и Транссибирской магистралей. «Сейчас Иркутская область используется как транзитная территория, но необходимо сформировать и другое мнение о ее потенциале, — считает Дубровин. — Здесь можно не только обрабатывать грузы, но и продолжительное время хранить их, самостоятельно заниматься транспортировкой и так далее». На сегодняшний день общий оборот всего европейского рынка логистических услуг составляет примерно 600 млрд евро. Создание системы логистических центров в России позволило бы выйти на перспективный, динамично развивающийся рынок и получить серьезные преимущества для развития собственной экономики.

Судя по всему, иркутяне намерены продвигать добычу углеводородного сырья в регионе и развитие лесопромышленного комплекса. 21 сентября на БЭФ пройдет «круглый стол» на тему: «Природные ресурсы: проекты и схемы освоения», в его рамках заявлено две дискуссионные площадки — по строительству магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (проект АК «Транснефть») и глубокой переработке леса.

Строительство нефтепровода ВСТО сделает рентабельной добычу нефти на ряде месторождений Иркутской области и Якутии, и сейчас важно согласовать действия нефтедобывающих компаний и «Транснефти», поскольку первый пусковой комплекс ВСТО будет сдан уже в 2008 году.

Весьма актуальна и тема развития ЛПК. Сейчас основной бизнес в ЛПК Иркутской области — это вывоз в Китай круглого леса. Вместе с тем экономически целесообразно экспортировать лесоматериалы более высокой степени переработки. Это позволило бы в разы увеличить бюджетные поступления, создать рабочие места и ликвидировать черный рынок древесины (сейчас нелегальные порубки в Иркутской области достигают колоссальных размеров — до 4,4 млн куб. м леса в год, это сырье идет исключительно на экспорт). Кроме того, представители лесного бизнеса намерены предложить властям свои проекты, например в рамках реализации национального проекта «Доступное жилье». Ряд компаний заявляют о том, что можно строить недорогое и комфортное деревянное жилье, причем в промышленных масштабах.

По словам и. о. гендиректора компании «Гранд Байкал» (оператора БЭФ) Виктора Григорова, «Иркутская область, да и вообще весь Сибирский регион представляют огромный интерес для лесопромышленного бизнеса».