Алексей Кудрин вновь пошел на бой с шальными деньгами федерального бюджета — нефтегазовыми доходами России. Декларируемая цель — создание предсказуемой экономики и стабильных условий для ведения бизнеса в России. Средство — сокращение доли нефтегазовых денег в государственных расходах: с нынешних 52,2%
до 33,2 в 2009 году.
«Давайте как бы забудем об этих деньгах» — вот смысл предложения министра финансов, который хочет при составлении федерального бюджета реалистично оценивать «трудовые», а не спекулятивные доходы государства и планировать расходы без излишеств. Воплощая эту идею, Кудрин внес в Правительство предложение о переходе на новую методологию бюджетирования, в основе которой лежит составление федерального «ненефтегазового бюджета» как основного финансового документа на каждый планируемый период.
Главное новшество: все поступления от нефти и газа предполагается полностью исключить из бюджетного процесса, а направлять до последнего цента либо в нынешний Стабфонд и фонд будущих поколений, либо в новый нефтегазовый фонд с особым порядком управления. Правда, часть накопленных здесь нефтедолларов все равно попадет в тот же самый бюджет, но лишь как трансферт — для финансирования бюджетного дефицита.
Предлагаемый порядок внешне не сильно отличается от нынешнего, когда значительная часть нефтегазовых доходов уже стерилизуется в Стабфонде. Однако новые предложения министра по финансовому самоограничению власти гораздо жестче. Сегодня в Стабфонд переводятся не все конъюнктурные доходы бюджета, а лишь НДПИ и вывозные пошлины на нефть. Налоги на прибыль нефтегазового сектора, а также вывозные пошлины на нефтепродукты и газ в него не зачисляются (по оценке министра, это около 20% всех конъюнктурных доходов). В итоге казна всегда располагает сверхплановыми доходами и сверхплановыми соблазнами.
А по задумке Кудрина в «нефтегазовую кубышку» должны зачисляться все «нефтегазовые» НДПИ, налог на прибыль нефтяных и газовых компаний, акцизы на нефтепродукты, вывозные пошлины, доходы от участия в капитале компаний… Учтено практически все, включая доходы нефтяного СП «Вьетсовпетро».
Но главное, трансферт для покрытия бюджетного дефицита можно будет получить из нефтегазовых денег не «сколько нужно», а лишь в размере жестко фиксированного процента ВВП, заведомо меньшего, чем сам планируемый дефицит. Например, в 2006 году ненефтегазовый дефицит составит 5,5% ВВП, в 2007-м — 4,8% ВВП. Но Минфин предлагает передавать из нефтегазовых денег в казну не более 4% ВВП (а потом и меньше). Осуществись эта идея уже сегодня, расходы текущего федерального бюджета-2006 пришлось бы урезать на 408,3 млрд рублей.
По сути дела, Кудрин предлагает нам уже сегодня пожить в воображаемом будущем, когда российское нефтегазовое изобилие закончится и страна будет вынуждена «жить по средствам», подпитываясь весьма ограниченными трансфертами из ранее отложенной «заначки». Тем самым, кстати, будет перекрыт последний тоненький ручеек перераспределения нефтегазовых доходов страны в пользу ее населения. Взамен, похоже, не предлагается ничего. Во всяком случае, в проекте не приводится ни одного доказательства, что предлагаемое самоограничение поможет российской экономике в целом и бизнесу, в частности, развиваться более интенсивно, успешно и цивилизованно, а населению страны — достичь среднеевропейского уровня жизни.
У этой новации есть горячие сторонники и непримиримые противники. Но и те и другие сходятся в одном: вряд ли проект, предполагающий введение режима жестокой экономии, будет реализован на практике — тем более в канун двух самых главных российских выборов, когда власть как никогда часто вспоминает «о простом народе».