Одна из проблем, с которыми сталкиваются бизнесмены, желающие учредить новую компанию или внести изменения в устав уже существующей фирмы, заключается в том, что соответствующие документы (заявление, уведомление или сообщение) директор компании или ее учредитель обязан подавать лично или по почте.
Такое положение закреплено в п. 3 Требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей (далее — Требования), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439.
Оба способа подачи документов, предусмотренные Требованиями (личная подача или отправка по почте), неудобны для заявителей.
-
С одной стороны, заявителям (учредителям либо генеральному директору компании) как людям весьма занятым трудно выкроить время на то, чтобы отстоять порой многочасовую очередь в налоговую инспекцию.
-
С другой стороны, медлительность отечественной почтовой службы общеизвестна, а зарегистрировать новую организации иногда бывает необходимо в кратчайшие сроки.
В результате в нашей стране появилась даже особая разновидность номинальных руководителей коммерческих организаций, которых владельцы компании нанимают для того, чтобы они занимались улаживанием формальностей, связанных с регистрацией в налоговой инспекции.
Однако сейчас появилась надежда на то, что порядок представления документов в налоговое ведомство изменится. Верховный Суд РФ вынес Решение от 01.08.2006 № ГКПИ06-735 «О порядке оформления документов при подаче заявления на регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которым абз. 1 п. 3 Требований был признан частично не действующим.
Аргументы заявителя
Поводом для вынесения такого решения послужило обращение гражданки К., которая пыталась подать в налоговую инспекцию документы на регистрацию организации через своего представителя по доверенности. Налоговики отказались принять документы, сославшись на п. 3 Требований, и заявительница обратилась в суд за защитой своих прав.
Свои претензии она обосновывала тем, что из содержания п. 1 ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о регистрации) следует, что документы на регистрацию представляются в инспекцию непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. А Правительству РФ предоставляется право определить иные способы подачи документов.
Оспариваемый пункт Требований не вводит никакого нового способа подачи документов. Зато Правительство установило не предусмотренное Законом о регистрации правило: при подаче документов непосредственно на приеме в налоговой инспекции необходимо личное присутствие заявителя. Таким образом, Правительство превысило свои полномочия, утвердив документ, противоречащий федеральному закону.
Между тем о возможности осуществления гражданами различного рода действий через своего представителя свидетельствуют положения ст. 182 и 185 ГК РФ. Так что лишение заявителей такой возможности совершенно необоснованно.
Кстати, сами работники ФНС России еще совсем недавно не спорили с тем, что граждане вправе подавать документы в регистрирующий орган через представителей.
Как сказано в Письме ФНС России от 01.02.2005 № 14-1-04/253@ «По вопросам государственной регистрации юридических лиц», непосредственное представление документов в регистрирующий орган может осуществляться любым физическим лицом, независимо от того, является оно заявителем или нет, в том числе и курьерами, функции которых аналогичны функциям почтальонов. Более того, в данном Письме сказано, что для этого не требуется специальных полномочий, тем более нотариально засвидетельствованных.
Однако позднее практика работы налоговиков изменилась, и они перестали принимать документы от представителей учредителей.
Возражения Правительства
Не отрицали права граждан подавать документы через представителя и юристы Правительства РФ, участвовавшие в судебном заседании.
Они заявили суду, что оспариваемый пункт Требований не противоречит нормам ГК РФ и Закона о регистрации, так как не содержит прямого запрета на представление документов заявителями в регистрирующий орган через своих представителей.
Таким образом, требование личной явки учредителей и генеральных директоров для подачи документов в налоговую инспекцию — это не более чем перегибы на местах, вызванные неверным толкованием Требований. Поэтому гражданка К. для защиты своих прав должна была не оспаривать законность Требований, а обжаловать неправомерные действия конкретного должностного лица инспекции ФНС, не принявшего документы от ее представителя.
Тем не менее судьи не приняли эти доводы во внимание. В своем Решении они указали, что буквальное толкование содержания абз. 1 п. 3 Требований и практика его применения свидетельствуют о том, что заявители должны представлять документы в регистрирующий орган лично, а это ограничивает по сравнению с Законом о регистрации их права на представление документов через своего представителя.
Кроме того, гражданка К. не обязана была обжаловать неправомерные действия чиновника ФНС, отказавшего ее представителю в приеме документов, так как в соответствии с п. 2 ст. 1 и ст. 12 ГК РФ выбор способа защиты нарушенных прав принадлежит самому гражданину.
Учитывая все изложенное, суд пришел к выводу, что абз. 1 п. 3 Требований в части содержащегося в нем после слов «представляется в регистрирующий орган непосредственно» слова «заявителем» не соответствует закону и подлежит признанию в этой части недействующим.
Таким образом, налогоплательщикам можно надеяться на то, что ФСН России изменит сложившуюся практику, исключающую возможность регистрировать фирмы через представителей.