Бюджет 2007 года рассматривается в условиях динамичного роста экономики. Прирост ВВП за 1-е полугодие 2006 года составил 6,3%, тогда как в 2005 году этот показатель был равен 5,4%. Успешно растет капитализация российских компаний. Сейчас она составляет 84% ВВП. В этом году мы имеем чистый приток иностранных инвестиций порядка 15 млрд дол., а в предыдущем был отток капитала.
Работа над бюджетом 2007 года имеет хорошую перспективу. В последние годы она ведется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и при активном участии Совета Федерации и Госдумы, что позволяет нам вовремя принимать закон. И, думаю, что сроки принятия могут быть ускорены. В таком случае у регионов будет больше возможности для работы над своими бюджетами. В июне мы провели расширенные парламентские слушания по проекту бюджета с участием почти 70 субъектов РФ и министра финансов РФ Алексея Кудрина. В ходе дискуссии подробно обсудили макроэкономическую ситуацию, положение территорий. Важно, что сейчас федеральный центр прислушивается к регионам, учитывает их мнение. Ситуация в регионах — это барометр экономики.
Наиболее важная задача бюджета — это обеспечение устойчиво высоких темпов социально-экономического развития страны за счет инновационной и инфраструктурной составляющей, реализации приоритетных национальных проектов и решения социальных вопросов. Для этого был принят целый пакет законов, касающихся развития науки и образования, IT-технологий (налоговые послабления по ЕСН), налогового администрирования (защита прав налогоплательщиков), рынка финансовых услуг (новые инструменты финансового рынка, реорганизация акционерных обществ).
В то же время не всегда попытки стимулировать инвестиции достигают цели. Снижение налогов не привело пока к взрыву активности бизнеса в приоритетных отраслях. Нужно учитывать это при увеличении госрасходов и искать оптимальные варианты поддержки.
Лицом к регионам
Для регионов, безусловно, важны межбюджетные отношения. На заседании трехсторонней комиссии мы рассмотрели и утвердили методики формирования фондов межбюджетных трансфертов. Изменение методик расчета трансфертов было произведено в полном соответствии с Посланием Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию РФ, в котором отмечалось, что регионы, расширяющие свой налоговый и инвестиционный потенциал, не должны их терять.
Трансферты бюджетам других уровней бюджетной системы вырастут с 529, 4 млрд руб. в 2006 году до 753,9 млрд руб. в 2007-м.
Очень важно стимулировать регионы к оптимизации бюджетных расходов, увеличивать фонд реформирования региональных финансов. Следует выделять дополнительные средства на инфраструктурные проекты. Сейчас действия федерального центра позволяют бюджетам регионов становиться более доходными, выявлять внутренние резервы роста. Федеральный центр — это партнер регионов в решении задач, а не «дойная корова».
При распределении средств Федерального фонда регионального развития должны полностью учитываться суммы финансирования объектов, передаваемых из ФАИП. По мелким объектам свои решения регионы должны принимать самостоятельно.
Есть проблемы, связанные с выделением субвенций. Они требуют четкого учета каждого получателя бюджетных денег и контроля полноты исполнения бюджетных обязательств. Субвенция заранее фиксирует объем социальной помощи в рублях и никак не влияет на качество самой бюджетной услуги. В то же время величина субвенции и качественная услуга — далеко не одно и то же. На качество услуги должен быть нацелен муниципальный заказ в социальной сфере, связанный в дальнейшем с реформированием системы оплаты труда работников бюджетной сферы.
Несколько слов о местном самоуправлении: 46 регионов перешли полностью на новый порядок работы по 131 федеральному закону. Их необходимо поддержать и найти способы простимулировать — там была проведена огромная работа. Нужно шире пропагандировать накопленный передовой опыт.
В текущем году в некоторых регионах не хватало денег на выплату заработной платы с учетом ее повышения. Возникали проблемы с финансированием полномочий по 122-му федеральному закону. Считаю, что полномочия по финансированию зарплаты пожарных, милиции надо передать на федеральный уровень.
Перспектива российской экономики — в ее диверсификации, ориентации на инновационный путь развития, создании удобных и комфортных условий для проживания на всей территории страны. Создан очень эффективный механизм — особые экономические зоны, которые должны раскрутить другие составляющие экономического роста. Особое место занимают туристско-рекреационные зоны. Это практически вся Сибирь с ее неповторимыми красотами, природным богатством, гостеприимными людьми.
Объем средств, выделяемых на туристско-рекреационные зоны, надо увеличивать. К реализации проектов готовы в Кемеровской и Иркутской областях, в Алтайском крае и многих других регионах.
Внимание — инфраструктуре
Острый вопрос — это финансирование инфраструктурных проектов. Наиважнейшими являются транспортные. Мы приняли постановление «О мерах по обеспечению безопасности полетов и повышению конкурентоспособности гражданской авиации Российской Федерации».
Транспорт — это низкодоходная отрасль. Ниже всего рентабельность гражданской авиации. Половину цены билета составляют расходы на топливо. И без мер государственной поддержки здесь не обойтись. В то же время на выполнение подпрограммы «Гражданская авиация» в части развития парка воздушных судов нового поколения, модернизации действующего парка магистральных самолетов федеральные деньги не выделяются. На развитие авиационной инфраструктуры на девять лет (2002—2010 годы) предусмотрено 65,9 млрд руб. из федерального бюджета, тогда как по расчетам экспертов потребность составляет 270 млрд. Значительные перспективы имеет рынок среднемагистральных самолетов ТУ-204, ТУ-214. Необходима серьезная государственная поддержка уникальной экспериментальной базы авиации.
В транспортном комплексе страны отказ от формирования дорожных фондов в регионах не привел к позитивным результатам. Дороги — это то, что требует централизованного финансирования, а значит, целевой источник здесь был бы уместен. Расходы на эту сферу должны существенно расти: из-за потребностей грузопотоков не только внутри страны, но и транзитных.
Очень важный вопрос — это развитие метростроения. Совет Федерации предлагает увеличить долю федерального бюджета в финансировании метрополитенов до 50% от потребности. Ситуация в отрасли крайне тяжелая.
2008-й и далее...
Характеризуя бюджет следующего года, нельзя не упомянуть приоритетные национальные проекты. Проделана большая работа, к которой подключились практически все регионы. Необходимо обеспечить преемственность финансирования на период после 2008 года с учетом возможностей территорий. Надо учесть опыт текущего года, когда отмечалась задержка в поступлении денег на национальные проекты. С января 2007 года следует добиться равномерного финансирования национальных проектов на основе всех принятых до конца 2006 года нормативных правовых актов.
В целом бюджет 2007 года — это бюджет растущей экономики великой страны, имеющей серьезную инвестиционную составляющую. Он направлен на решение важнейших демографических и социальных задач повышения качества жизни. Этот бюджет гармонично встроен в трехлетний план и обеспечивает преемственность в решении основных задач экономического роста.