С 20 августа повысились пошлины на экспорт нефтепродуктов из России. Эксперты полагают, что это ответ Правительства РФ на сезонное повышение цен производителей (с начала августа топливо подорожало на 3,2%). Предпринятая мера должна стимулировать сокращение объема вывозимых нефтепродуктов, предотвращая дефицит бензина и дизтоплива на российском рынке.
Стоимость легких и средних дистиллятов, бензола, газойлей, пропана, толуола, этилена, бутанов, пропилена и прочих сжиженных газов при продаже за рубеж повышается с 146,9 до 158,1 дол. за тонну. Экспортная пошлина на мазут, смазочные масла и отработанные нефтепродукты увеличиваются с 79,2 до 85,2 дол. за тонну. Пошлина на вывоз сырой нефти также повышена с 199,8 до 216,4 дол. за тонну.
В то же время аналитики считают, что повышение экспортных пошлин на нефтепродукты не окажет сколь-либо значительного влияния на сдерживание цен внутри страны, так как объем вывозимых продуктов переработки гораздо ниже объемов вывозимой сырой нефти, а пошлины и на то и на другое растут вслед за увеличением мировых цен (формула тарифа базируется на стоимости цены нефти на мировых биржах). Поэтому вряд ли стоит надеяться на прекращение роста внутренней цены на бензин.
Повышение цен, с одной стороны, связано со структурой затрат нефтяников, когда растут общепроизводственные расходы (инфляция). С другой стороны — с тем, что налоги (НДПИ) привязаны к внешней цене на нефть и соответственно растут вместе с ней.
Многие эксперты считают, что для урегулирования ценообразования на нефтяном рынке мало рыночных механизмов и неформального общения правительства и нефтяных гигантов. Необходимо добавлять и экономический механизм, при котором нефтяникам было бы невыгодно поднимать внутренние цены на топливо. Как вариант предлагается перенести уплату акцизов с продавцов на нефтеперерабатывающие заводы. Тем самым существенная часть дельты между фактической себестоимостью бензина и ее продажной ценой изымается в бюджет. Существуют и другие механизмы изъятия сверхдоходов у нефтяников.
Впрочем, вариант, при котором рост доходов населения превышает рост цен на топливо, также вполне уместен. В этом случае цены на топливо максимально приближены к мировым (к чему стремится Правительство), но в структуре расходов населения стоимость заправки машины занимает одно из последних мест.