Нормы, регулирующие уступку права требования, предусмотрены параграфом 1 «Переход прав кредитора к другому лицу» главы 24 «Перемена лиц в обязательстве» ГК РФ.
Основания уступки права требования
В соответствии со ст. 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.
Таким образом, уступкой права требования, или цессией, называют соглашение о замене прежнего кредитора, который выбывает из обязательства, на другого субъекта, к которому переходят все права прежнего кредитора. Кредитора, уступившего свое требование к должнику, называют цедентом, лицо, которое получило право требования, — цессионарием.
Форма уступки требования
Соблюдение надлежащей формы уступки права имеет прежде всего доказательственное значение, поскольку препятствует исполнению обязательства неуполномоченному лицу. В п. 1 ст. 389 ГК РФ ничего не сказано о случаях, когда право требования основано на сделке, совершенной в устной форме (например, мелкая бытовая сделка). Поэтому напрашивается вывод, что и уступка такого требования может быть осуществлена в устной форме.
Статьей 389 ГК РФ установлен общий принцип, согласно которому форма передачи права зависит от формы заключения самого обязательства. Так, уступка требования, основанного на сделке, совершенной в простой письменной форме, должна быть совершена также в простой письменной форме. Уступка требования по сделке, требующей государственной регистрации, должна быть зарегистрирована в порядке, установленном для регистрации этой сделки, если иное не установлено законом.
Например, соглашение о переводе долга по договору аренды здания, подлежащему государственной регистрации, также подлежит государственной регистрации и при ее отсутствии считается незаключенным (п. 12 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 № 59).
ВНИМАНИЕ!
Право требования, уступаемое по договору, должно быть действительным, то есть существующим. В случае передачи по договору несуществующего права такой договор будет являться недействительным. Поэтому особое внимание при заключении договора нужно обратить на документы, подтверждающие наличие права.
Таким образом, для уступки права требования кредитор должен этим требованием обладать.
Согласие должникана уступку права
По общему правилу согласия должника на уступку требования не нужно. Однако должника необходимо письменно уведомить о переходе прав кредитора к новому лицу. Эта норма имеет диспозитивный характер, и законом или договором может быть предусмотрено иное. Согласие должника требуется получать в тех случаях, когда личность кредитора имеет для него существенное значение, — право на получение алиментов, на возмещение причиненного вреда здоровью и прочие, то есть права, неразрывно связанные с личностью кредитора (ст. 383 ГК РФ). В таких случаях смерть кредитора прекращает обязательство.
АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА
В качестве примера можно привести случай, когда уступка права требования по договору о совместной деятельности была произведена без согласия всех участников. Суд посчитал, что при таких обстоятельствах уступка права требования по договору о совместной деятельности невозможна, поскольку по данному договору личность его участника имеет существенное значение. Уступка требования по договору возможна только в том случае, если согласие на уступку предусмотрено договором или последующим соглашением его участников.
При рассмотрении этой ситуации арбитры учли, что в договоре условие о согласии отсутствовало и ответчик возражал против уступки права требования. Истцу было отказано в иске (п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.07.2000 № 56 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с договорами на участие в строительстве»).
Помимо указанных в статье не могут переходить в порядке уступки:
— регрессные требования (ст. 325, 379 ГК);
— право преимущественной покупки (ст. 250 ГК);
— права по договору об ипотеке или обеспеченному ипотекой обязательству, которые удостоверены закладной (ст. 13 Закона от 16.07.98 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости»);
— право на предъявление претензий и исков к перевозчику и буксировщику (ст. 162 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ);
— право арендатора по договору проката (п. 2 ст. 631 ГК РФ).
АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА
По делу, рассмотренному в порядке надзора Президиумом ВАС РФ, было установлено, что отделение Екатеринбургского банка переуступило обществу с ограниченной ответственностью права требования по кредитному договору. Однако эти же требования раньше были переданы Средуралбанку. Поскольку кредитор на момент передачи обществу этими требованиями не обладал, сделка об уступке требования является ничтожной в силу ст. 168 ГК РФ (Пос-тановление Президиума ВАС РФ от 21.01.97 № 3544/96).
Договор цессии:возмездный или нет?
В законодательстве не установлено безусловное правило о возмездности договора цессии.
Уступка требования может быть как возмездной, так и безвозмездной. В последнем случае она может рассматриваться как разновидность договора дарения. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.06.99 № 1134/99 отмечено, что для квалификации уступки требования как дарения достаточно отсутствия в договоре условия о каком-либо встречном предоставлении.
Объем уступаемых прави перемена лиц в обязательстве
Вопросы об объеме уступаемых прав, перемене лиц в обязательстве и возможности цессии в длящихся договорах являются наиболее сложными в применении норм гражданского законодательства о цессии.
По общему правилу передаваемое право переходит от первоначального кредитора к новому в том объеме и на тех условиях, которые существуют к моменту перехода прав (ст. 384 ГК РФ). В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства (например, право залога). А также другие, связанные с требованием права, в том числе право на неуплаченные проценты.
Положения ГК РФ об объеме уступаемых прав носят диспозитивный характер и допускают возможность соглашения сторон об ином, чем указано в ст. 384 ГК РФ, объеме прав, передаваемых новому кредитору.
Недопустимость перехода, в том числе уступки, права не зафиксирована в конкретной норме права (помимо перемены лица в обязательстве — в названии главы 24 ГК РФ). Таким образом, запрет на уступку права помимо перемены лиц в обязательстве все же следует считать в законе выраженным «если иное не предусмотрено законом».
Рассмотрим, как проблемы с объемом уступаемых прав, переменой лиц в обязательстве и возможностью цессии в длящихся обязательствах были решены в судебной практике.
АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА
Постановлениями Президиума ВАС РФ от 30.07.96 № 1136/96, от 29.10.96 № 3172/96, от 29.04.97 № 1435/97, от 27.05.97 № 584/97, принятыми по делам, связанным с уступкой различных требований из договора банковского счета, в том числе в связи с его ненадлежащим исполнением, был утвержден тезис о невозможности уступки требования помимо перемены лиц в обязательстве.
Президиум ВАС РФ отметил, что во всех случаях цеденты продолжали оставаться сторонами по договору банковского счета и не передавали всех прав из него цессионариям, не прекращали договорных отношений и не закрывали счета. Ничтожность данных соглашений повлекла несоответствие соглашений об уступке требований ст. 382, 384 и 388 ГК РФ.
Постановления Президиума ВАС РФ от 10.09.96 № 1617/96, от 09.01.97 № 3599/96, от 25.11.97 № 2233/97 охватывают случаи уступки требований из договоров, порождающих длительные обязательственные связи сторон (энергоснабжение, оказание услуг пользования водопроводом и канализацией). В указанных случаях отношения между цедентом и должником в рамках существующих между ними договоров продолжались и после совершения уступки определенных требований, чем подчеркивался длящийся характер таких отношений. Однако, по мнению Президиума ВАС РФ, согласно параграфу 1 главы 24 ГК РФ уступка требования предполагает безусловную замену лиц в обязательстве; поскольку основные обязательства между сторонами не прекращались, цессия является неправомерной.
Впоследствии позиция судебных органов изменилась. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 09.10.2001 № 4215/00 был сделан вывод, что предметом цессии является не весь комплекс двусторонних обязательств по договору поставки (длящееся обязательство), а задолженность по оплате уже отгруженной продукции. Поэтому поставщик, поставив покупателю продукцию на конкретную сумму, в принципе вправе, не выходя из договора поставки, уступить данное денежное требование третьему лицу при условии, что это требование является бесспорным и не обусловлено встречным исполнением. Такая уступка не противоречит требованиям главы 24 ГК РФ.
Таким образом, в этом решении было урегулировано два важных вопроса:
— цессия возможна в длящемся договоре;
— уступка части требований возможна.