Пункт 2 ст. 366 НК РФ требует, чтобы каждое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки игрового автомата, стола или любого другого объекта обложения налогом на игорный бизнес, подало заявление о его регистрации в налоговую инспекцию.
Согласно п. 4 ст. 366 НК РФ объект считается зарегистрированным с даты представления вышеназванного заявления.
В то же время п. 5 ст. 366 НК РФ разрешает направлять это заявление в ИФНС по почте. Возникает вопрос, как в этом случае определять дату представления заявления?
Способ, который предложил Минфин РФ в Письме от 07.07.2006 № 03-06-05-02/06, может вызвать неоднозначную реакцию у представителей игорного бизнеса.
В финансовом ведомстве решили, что мнение ФНС РФ, изложенное в Письме от 03.11.2005 № 22-1-11/2029, о том, что днем представления заявлений о регистрации объекта обложения налогом на игорный бизнес, направленных в виде почтовых отправлений, является фактическая дата получения налоговым органом указанных заявлений, неверное.
Минфин РФ указал налоговому ведомству, что понятие «фактическая дата получения налоговым органом заявлений» в НК РФ не применяется. Зато в п. 4 ст. 100 НК РФ упоминается шестой день, начиная с даты отправки акта налоговой проверки по почте заказным письмом, который и считается датой вручения акта.
Кроме того, в силу п. 7 ст. 145 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ в случае направления уведомления и документов, подтверждающих право на освобождение от уплаты НДС, по почте заказным письмом днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.
Из этого Минфин РФ сделал вывод о том, что датой представления в налоговый орган заявления о регистрации объекта налогообложения по налогу на игорный бизнес в виде почтового отправления также считается шестой день, начиная с даты его отправки.
Иными словами, даже если налоговая инспекция будет фактически иметь у себя заявление от налогоплательщика, оно будет считаться непредставленным, поскольку не прошло еще шесть дней со дня отправки.
В этой ситуации представителям игорного бизнеса можно посоветовать отстаивать свою правоту в арбитражном суде. Оснований для этого есть достаточно.
Во-первых, сам Минфин РФ в своем Письме подтвердил, что этот вопрос в главе 29 НК РФ не урегулирован и имеет неоднозначную практику применения. Это означает, что согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения должны толковаться в пользу налогоплательщика.
Во-вторых, шестидневный срок упоминается в НК РФ при исчислении сроков представления двух конкретных документов: акта налоговой проверки и заявления об освобождении от уплаты НДС. Распространять положения главы 21 НК РФ на главу 29 НК РФ недопустимо, поскольку такой отсылки в главе 29 НК РФ нет.
Впрочем, у этого письма есть и положительная сторона. Руководствуясь шестидневным сроком, налоговики должны автоматически считать заявление полученным, если у налогоплательщика имеется документально подтвержденная дата отправки заявления в виде почтового отправления. При этом факт получения налоговой заявления уже значения иметь не будет.