Вопрос о водно-энергетическом регулировании в Центральной Азии и создании Евразийского водно-энергетического консорциума рассмотрели главы государств Евразийского экономического сообщества в ходе неформальной встречи 15—17 августа в Сочи.
Совместное строительство электростанций, водохранилищ, каналов и мелиоративных сетей, несомненно, хороший повод для развития сотрудничества, важное направление экономической интеграции и реализации интересов евразийских государств. Однако, прежде чем заняться совершенствованием водного хозяйства дружественных государств, не стоит ли навести порядок в своем?
Россия перенасыщена водой. На ее территории около 3 млн больших и малых рек, свыше 2 млн соленых и пресных озер. Наверное, поэтому мы никогда по-настоящему не ценили это природное богатство. И в результате больше половины населения страны страдает от проблем с водоснабжением и качеством воды, от «водной стихии».
Безответственная ответственность
Несмотря на то что за последние годы вредные сбросы снизились с 52 до 20 куб. км и эта цифра даже для такой большой страны, как Россия, критична. За ней угроза вспышек инфекционных заболеваний и увеличения риска воздействия на организм человека токсичных, канцерогенных и мутагенных веществ. По данным Института геоэкологии, общий ущерб от загрязнения водных источников для населения и экономики оценивается в 70 млрд руб. в год.
Серьезная водохозяйственная проблема — деградация от заиления, загрязнения, засорения, разрушения берегов. Из-за вмешательства человека сток малых рек, особенно в европейской части страны, сократился за последние полвека более чем наполовину. В результате разрушаются водные экосистемы, реки становятся не пригодными для хозяйственного использования.
Еще один очень опасный симптом — ухудшение качества стратегических запасов чистых вод подземных месторождений. Как свидетельствует общественная организация Союз водопользователей, основные виновники — предприятия промышленности (37%), сельского (16%) и жилищно-коммунального (10%) хозяйства. Непродуманное опустошение подземных источников под городами Москва, Брянск, Курск, Санкт-Петербург привело к образованию крупных депрессионных воронок общей площадью до 50 тыс. кв. км, в которых уровень грунтовых вод понизился на 65—130 м. Это ведет к обмелению рек и озер, а в итоге может обернуться оседанием почвы и катастрофой.
Значительны потери воды в жилищно-коммунальном хозяйстве, а нормы водопотребления существенно завышены (до 2 раз) в сравнении с развитыми странами.
От решения этих актуальных проблем зависит будущее России.
Рукотворное бедствие
Не менее серьезной проблемой стали наводнения. Эта катастрофа постоянно грозит 750 городам и населенным пунктам России. Мощным подспорьем силам природы стало бездумное вмешательство человека в водные источники, в частности самовольная добыча строительных материалов разрушает берега и дно рек. Они мелеют, и лед по весне застревает на отмелях, создавая заторы и наводнения.
В итоге убытки от стихии, по данным Союза водопользователей, превышают 40 млрд руб. в год. И сюда не входит косвенный ущерб.
А статистика также свидетельствует о нарастании опасности.
Однако действенных мер по борьбе с наводнениями пока нет. У чиновников на бумаге все хорошо. Министерство природных ресурсов в 2002 году разработало Концепцию совершенствования и развития водохозяйственного комплекса России на основе бассейнового принципа, а Федеральное агентство водных ресурсов (ФАВР) в 2005-м — ведомственную целевую программу «Предупреждение и снижение ущербов от наводнений и другого вредного воздействия вод».
Рванет, мало не покажется
Следующая проблема — безопасность гидротехнических сооружений (ГТС). Водохранилища играют ключевую роль в регулировании паводковых процессов, в предотвращении наводнений и подтоплений. Для России, где паводкоопасные территории охватывают более400 тыс. кв. км, это чрезвычайно важно.
Но многие водохранилища сегодня гибнут. Разрушаются берега (абразия) (41,5 из 75,4 тыс. км берегов подвержены эрозии), в зону которых попадают многие населенные пункты. Только по водохранилищам Волжско-Камского каскада в зоне опасных обрушений берега находятся 203 города и поселка. В зону оползневых процессов попадают такие крупные города, как Нижний Новгород, Сызрань, Саратов, Волгоград.
Закон о безопасности гидротехнических сооружений, который вышел в 1997 году, предусматривает экспертизу декларации безопасности. Однако к сегодняшнему дню из 29,4 тыс. ГТС продекларировано примерно 5%. Практически 50 крупнейших водохранилищ объемом в сотни куб. км работают с надеждой на авось.
Гидроузлы ветшают, большинство из них нуждается в срочном капитальном ремонте и реконструкции. Плохое техническое состояние, низкий уровень эксплуатации, дефекты при строительстве, неправильная оценка гидрологической обстановки при пропуске паводков стали основными причинами, которые ежегодно приводят к 60 крупным авариям на ГТС. Это в 2,5 раза выше мировых показателей. Убытки — от 2 до 10 млрд руб. А перспектива — возможность катастрофы по масштабам побольше чернобыльской. К примеру, если вода Куйбышевского водохранилища (объем — 58 куб. км) прорвет плотину, то убытки будут соизмеримы с размером государственного бюджета.
Кто правит бал?
Согласно Водному кодексу (вступит в силу с 01.01.2007) государство полностью взяло на себя заботу о водном хозяйстве. И делегировало свои обязанности Министерству природных ресурсов, Министерству сельского хозяйства, Министерству транспорта, Федеральному агентству водных ресурсов, а также субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям и водопользователям. Однако конкретного ответственного за качество воды и сохранение водных богатств, за предотвращение стихийных бедствий и безопасность гидросооружений сложно найти, констатирует вице-президент Союза водопользователей, ученый-гидрогеологЮрий Богомолов.
Он заявляет, что «более неэффективной структуры управления отраслью, чем сегодня, придумать трудно». По мнению Богомолова, делу вредит отсутствие единой организационной структуры, раздробленность управленческих функций органов власти, ведомственные интересы, которые распыляют силы и средства.
На местах работают сотни разрозненных, карликовых организаций, которые якобы занимаются водохозяйственными проблемами, но фактически за счет средств федерального бюджета решают свои собственные коммерческие вопросы.
Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» определил условия для формирования эффективной системы управления водным хозяйством страны. Было создано Федеральное агентство водных ресурсов. Однако, по мнению генерального директора ЗАО «Гидротехэкспертиза» доктора технических наук Владимира Кривошея, «эта структура не способна решить проблемы водного хозяйства, так как ФАВРслабо понимает их масштаб и будет их только усугублять.Это приведет к росту ущерба и затрат бюджета».
Он делает вывод: «чехорда руководства водными делами многочисленными ведомствами приводит к дублированию функций, неэффективному расходованию средств и отстранению частного капитала от вопросов охраны и воспроизводства водных ресурсов».
РАО решает все
Владимир Кривошей, а вместе с ним инициативная группа ученых и специалистов утверждают, что настало время для создания принципиально новой специализированной структуры, которая могла бы эффективно решать проблемы и задачи водного хозяйства страны.
Они полагают, что наиболее подходящей формой может стать российское акционерное общество — РАО «Воды России». По мысли разработчиков проекта, ассоциация на 100% с государственным капиталом должна заниматься организационными и хозяйственными вопросами. РАО призвано оптимизировать управление отраслью, навести порядок в действующих организациях, сократить чиновничий аппарат, привлечь к водным проблемам инвесторов и сэкономить миллиардные средства только за счет рациональности единой структуры.
Однако инициаторы проекта рассчитывают, что деньги польются рекой и от государства, и от водопользователей, и от хозяйствующих субъектов. А инвесторы выстроятся в длинную очередь.
Одним из своих клиентов они уже видят РАО «ЕЭС России». Сейчас энергетики бесплатно пользуются водой из водохранилищ. Новая ассоциация потребует платы, что неизбежно приведет к росту цены на электричество.
Инициаторы создания РАО намерены, так же как МПР, опираться на бассейновую систему управления. По их замыслу, 6—7 бассейнов, объединенные в РАО, могут стать своеобразной природной стяжкой государства. Главное, чтобы эта благая идея не вылилась в еще одно банальное министерство.
Лакомый и еще не до конца искусанный водный фонд России привлекает внимание многих. И если собрать да проанализировать многочисленные предложения и проекты авторитетных ученых и специалистов — людей, болеющих за наши водные богатства, а затем на основе Водного кодекса выстроить разумную систему управления водным хозяйством страны, то наверняка можно справиться с потенциальными бедами и катастрофами. Ведь все-таки должен же быть какой-то выход, чтобы добиться безопасности сооружений, снизить риск наводнений, обеспечить эффективное вложение средств федерального бюджета и привлечение в водное хозяйство России солидных инвестиций?!