Еще накануне саммита «Большой восьмерки» министр финансов Алексей Кудрин заявил о том, что в ходе переговоров по вступлению России в ВТО было достигнуто принципиальное соглашение об открытии национального страхового рынка для прямых филиалов иностранных компаний. Таким образом, оправдались худшие опасения отечественных страховщиков.
Осознавая, что вступление России в ВТО приведет к трансформации страхового рынка, видные представители страховых компаний наряду с крупнейшими банкирами, опасавшимися либерализации банковского сектора, направляли во все уровни власти послания с просьбами воспрепятствовать открытию рынков для иностранцев.
В итоге то ли аргументы банкиров оказались более вескими, а обращение — проникновенным, то ли банковское лобби вновь доказало свою состоятельность, но для филиалов зарубежных банков такой сектор открыт не будет, чего нельзя сказать о страховом рынке. Последний просто «отдали». Чем это обернется для отечественных компаний, пока можно лишь предполагать. Но большинство прогнозов неутешительны. И даже тот факт, что вступление страны в ВТО пока откладывается, владельцев страховых компаний не успокаивает.
Рынок в фокусе и фокусы рынка
Последние 3—4 года рынок страхования в России динамично развивается, демонстрируя один из самых высоких в мире темпов роста страховых сборов. Даже без ОСАГО, с потенциалом более полутора миллиардов долларов, его объемы росли на уровне 25—30% в год. Для сравнения: в тот же период в странах Восточной Европы рост составил лишь 15—20%, а в США не превышал 5%.
Между тем до достижения «порога насыщения» страховщикам еще далеко, так что ниш для иностранных филиалов более чем достаточно.
Активно идет и процесс консолидации. Совокупный уставный капитал российских страховых компаний за I квартал этого года увеличился более чем на 8%. Столь быстрые темпы указывают на активные действия мелких и средних игроков, старающихся закрепиться на рынке. Эти компании, не обладая значительными финансовыми ресурсами, подпадают под ограничения по УК, становясь перед выбором: консолидация или уход с рынка. Крупные страховые компании поглощают мелкие, а известные московские страховщики укрепляют свои позиции в регионах. Результат: если на 1 января 2005 года в Государственном реестре страховщиков было зарегистрировано около 1300 компаний, через год эта цифра составила уже 1075 — рынок покинули 228 компаний. С открытием рынка этот процесс значительно ускорится.
На сегодняшний день ведущие позиции на рынке распределены между несколькими компаниями: на долю 10% крупнейших приходится более 30% всей совокупности страховых премий. Лидерами являются «Согаз» (холдинг «Газпром»), Ингосстрах, «Ресо-Гарантия», Росгосстрах и РОСНО. Доля первой четверки с 2002 по 2004 год выросла с 30—35% до 40—45. Число средних и мелких страховщиков исчисляется многими сотнями, но эта цифра условна в силу включения в нее всевозможных «серых» схем и «однодневок».
Иностранный сыр без мышеловки
Интерес иностранных компаний к российскому страховому рынку был и ранее. В частности, в феврале этого года приступило к работе представительство японской компании Aioi Insurance. Также в России действуют еще три японские компании — Mitsui Sumitomo Insurance Company, Tokio Marine and Nichido Fire Insurance Company и Sompo Japan Insurance.
Западные страховщики тоже не остаются в стороне: в прошлом году американский страховой холдинг ACE Group, как и британская Aviva, учредил в России дочернюю компанию. О желании создать совместный продукт по страхованию жизни заявили австрийская компания Wiener Stadtische и Московская страховая компания.
В России уже вполне уверенно себя чувствуют дочерние компании «Цюрих-Русь», «Эрго-Русь», «AIG Россия» и другие. Между тем статистика указывает на то, что доля зарубежных страховщиков на рынке составляет в совокупности примерно 3—4%, что далеко от 25%-ного ограничения. Иностранцев привлекает потенциал нашего рынка — географический охват, свободные ниши, но правила игры ясны далеко не всем.
Возникает вопрос: какого рода иностранцы хлынут к нам в ближайшие годы? Не исключено, что новый рынок заинтересует (во всяком случае на первых порах) компании с сомнительной репутацией. Такой расклад сведет на нет усилия чиновников по борьбе с «серыми» схемами: по оценкам Deutsche UFG, российские страховщики за последние несколько лет значительно сократили долю сомнительных операций. В частности, их доля в собранных премиях снизилась с 30,4% в 2002 году до 17,7 в 2005-м.
Тактика без стратегии и наоборот
Сделаем оптимистичное допущение, что наш рынок привлечет адекватных, «играющих по правилам» страховщиков.
Предположим, что основным направлением их деятельности будет активное освоение рынка, катализатором здесь станет заработанная за рубежом репутация и «знаковое» название. Наряду с этим компании будут скупать акции российских страховшиков. «Дешевые» деньги из-за рубежа вкупе с широкими ресурсными возможностями, репутацией и брендом не оставят мелким и средним компаниям ни единого шанса. С крупными компаниями ситуация иная: страховая культура населения повышается, растет и доверие к отечественным компаниям-лидерам.
Опыт стран Восточной Европы показал, что иностранным филиалам требуется всего 4—5 лет для того, чтобы полностью вытеснить с национального рынка мелких и средних отечественных страховщиков. Наиболее ярко этот процесс проявился в Венгрии и Польше, где рынки полностью видоизменились в течение двух с небольшим лет с момента вступления в ВТО: мелкие компании разорились, не выдержав конкуренции, крупные же были скуплены иностранцами.
А сегодняшняя ситуация на российском рынке во многом напоминает аналогичную в Восточной Европе 3—4 года назад. В те годы и в Польше, и в Венгрии период формирования инфраструктуры рынка завершился, сменившись периодом жесткой конкуренции и борьбы за потребителя. Если предположить, что Россия пойдет по тому же пути, у наших страховщиков осталось совсем немного времени, чтобы доказать свою состоятельность (или наоборот).
Волков бояться — филиалов не открывать
Конкуренция на рынке страхования в любом случае приведет к улучшению качества услуг, а именно этот аспект — основополагающий для потребителей. После того как сферы деятельности будут поделены, ситуация на рынке стабилизируется. Крепкие компании, одержавшие победу в условиях более или менее жесткой конкуренции, будут не только оказывать качественные услуги, но и косвенно способствовать решению задач на макроуровне, в частности в сегменте обязательного медицинского страхования. Таким образом, будут удовлетворены и интересы государства.
Для крупных российских компаний, инвесторами которых являются и представители зарубежного бизнеса, открытие рынка угрозы не представляет. Наоборот, оно будет служить стимулом для инноваций, улучшения качества обслуживания и новых маркетинговых ходов, что, в свою очередь, укрепит инфраструктуру страхового рынка. Потребителю же выгодно и первое, и второе — он получит широкие возможности выбора и качественно новые услуги.
Что же касается конкретных сегментов страхования, то наиболее вероятным объектом интереса зарубежных страховщиков станет не рынок корпоративного страхования, где иностранный капитал в полной мере представлен уже сейчас, а рынок розничных страховых услуг. Можно также предположить, что в числе приоритетов будут и все виды накопительного страхования: многолетняя практика работы в этих сегментах создала им репутацию и обеспечила доверие клиентов по всему миру. Соответственно российским страховщикам-конкурентам придется побороться за место под солнцем.
Впрочем, нельзя не принимать во внимание и «обходной» путь: Всероссийский союз страховщиков сейчас разрабатывает законопроект, в котором будут определены все аспекты организации деятельности прямых филиалов зарубежных компаний. А это означает, что Россия вполне может пойти по «китайскому пути». Напомним, что эта страна, вступив в ВТО, законодательно установила настолько жесткие требования для иностранцев, что либерализация национального страхового рынка так и осталась формальной.
Вы к нам — мы к вам
И последнее. Представители МЭРТ все чаще подчеркивают, что допуск филиалов иностранных страховщиков не означает «одностороннюю сдачу» страхового рынка: мол, российские компании также смогут последовать примеру зарубежных коллег. Прецеденты уже есть: компания «Межрегионгарант» публично заявила о своем намерении открыть филиал по страхованию жизни в Лондоне. Объем первоначальных инвестиций в этот проект оценивается компанией примерно в 10 млн дол., так что не исключено, что вступление в ВТО определит качественно новый виток развития российского страхового рынка.