Без малого на 41% больше, как извещает Росстат, накопилось в России иностранного капитала на конец июня по сравнению с суммой годичной давности. Только за первое полугодие к нам привалило еще 23,4 млрд дол. иноинвестиций, почти на 42% перекрыв показатель за тот же период прошлого года. А всего у нас набралось зарубежного капитала на сумму 128 млрд дол. Но стоит посмотреть, что это за капитал и откуда.
Структура у зарубежных вложений в нашу экономику, прямо скажем, так себе.
Портфельные инвестиции за полугодие выросли в 2,9 раза. Этот рост наблюдался в первые месяцы нынешнего года, во время бума на фондовом рынке, а потом многие из «инвесторов» помахали нам ручкой. В общем, так… биржевые бирюльки. Но есть вещи поважнее.
Всем мечтается о прямых зарубежных вложениях. Их доля составляет 48,1%, а по-прежнему больше половины — 50,1% — это так называемые прочие инвестиции, то есть разного рода международные кредиты, которые придется возвращать. О том, кто делал эти займы и почему на них налет сомнительности, «ЭЖ» уже писала.
Отрадно, что больше всего прямых вложений — 32% (40 924 млрд дол.) скопилось в обрабатывающих производствах. Однако самый лакомый кусок — полезные ископаемые. Словом, пока доля иноинвестиций в российские недра занимает вторую строчку с результатом 21,9%, или 27 990 млрд дол. Что неудивительно, среди любимейших объектов приложения капитала стоит и торговля — 21,1% (27 068 млрд дол.).
И все же самое интересное — это откуда к нам стремится капитал. Кому бить поклоны? Один такой иностранный инвестор — это Роман Абрамович. Совсем недавно он крупно вложился в один известный российский холдинг. Короче, не забывает родину. И немало других наших «лондонских сидельцев» фунтом поддерживают отчизну. Не зря в накопленных у нас зарубежных капиталах Великобритания стоит на четвертой позиции. Зато первая тройка — это Кипр, Нидерланды и Люксембург: любимейшие российские места! Еще в прошлом веке, в бурлящие 90-е, многие наши соотечественники умыкнули туда сотни миллиардов долларов. Не надо сомневаться — это их широкие российские лица (Иванов Петровичей, Борисов Абрамовичей, Искандеров Махмудовичей — всех и не перечислить…) улыбаются нам сегодня в виде немалых иностранных инвестиций.
Но не торопитесь их обнимать. Даже если согласиться, что в накопленных 128 миллиардах зарубежных капиталов большая часть принадлежит им, припомним все-таки: по экспертным оценкам, уведено в те годы из России было 250—300 млрд дол. Понятно, что виллы, яхты и другие необходимые в быту предметы стоят там недешево. Но все равно остаться должно было немало. Хочется послать «месседж» нашим российским иностранным инвесторам: друзья, где остальное?
Конечно, в ответ они тоже могут послать: а где обещанный закон об амнистии капиталов? И по-своему будут правы. Думцы периодически обещают заняться этим вопросом. Последнее намерение — в ближайшее время рассмотреть поправки в уголовные статьи по поводу «деятельного раскаяния». Тем, кого повяжут в России, это может сильно помочь. Что же касается наших зарубежных «штрафников», то народ это, несомненно, деятельный, однако вряд ли в чем раскаивается.
Ладно, не можем со своими сладить, хорошо бы чистокровных иноинвесторов холить. Так и с этим, как говорится, кое-где у нас порой…
Вот вкратце реальная история из письма в редакцию. В одном типичном российском городке (кажется, Мухобойске) стоит типичный заводик, худо-бедно кормящий половину местного народа. Заводик так себе, до поры сто лет в обед кому-то нужен был. И вдруг сподобились англичане его купить, да еще и с просчитанным прицелом на западные рынки. За дело взялись они споро, начали завозить и устанавливать современное оборудование, много чего успели. Да однажды налетели на предприятие рейдеры и при поддержке ОМОНа с прокурорами выставили новоявленных хозяев. Иностранцы, известно, грамотно «забить стрелку» и разрулить «базар» не обучены. Так и пришлось англичанам несолоно хлебавши вернуться на свой туманный «остров российской свободы». Теперь делятся там опытом инвестирования в России...