Государство полагает, а бизнес располагает

Только совместными усилиями возможно создание эффективной системы образования в стране
| статьи | печать

Согласно данным мониторинга образования, проводимого Высшей школой экономики, затраты российских предприятий на переобучение и дополнительную подготовку работников составляют порядка 400 млрд руб. в год. Из них лишь 17 млрд идет на оплату повышения квалификации специалистов в образовательных учреждениях. Отечественный бизнес предпочитает обучать сотрудников своими силами.

А государство продолжает штамповать выпускников вузов ударными темпами. Дошло до того, что отмечается перепроизводство высшего образования по сравнению не только с текущими, но и с перспективными потребностями экономики.

И мало того что значительная доля дипломированных выпускников трудоустраивается не по специальности, многие из них просто не готовы к работе на реальном предприятии. В 2005 году промышленные компании заявили о необходимости дополнительного обучения или переподготовки 38% вновь принятых квалифицированных (!) рабочих.

 

Шаги навстречу?

В ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ Владимир Путин дал наказ Правительству навести порядок с содержанием программ профобразования с привлечением бизнеса и социальных отраслей. Президент предложил создать систему независимого внешнего контроля за качеством образования и принципы составления объективных рейтингов вузов, а также поручил парламенту и Правительству усовершенствовать законодательство, стимулирующее инвестиции в образовательную сферу.

Минобрнауки, в свою очередь, пригласило представителей делового сообщества принять участие в формировании перечня востребованных специальностей и разработке новых стандартов профессионального образования. Причем работодателям даже разрешили выработать свои критерии качества подготовки специалистов.

Однако пока никаких реальных изменений, способных дать мощный импульс развитию отношений между бизнесом и гособразованием, так и не последовало.

Тем не менее на VIII съезде Российского союза ректоров было подписано соглашение о стратегическом сотрудничестве с рядом крупнейших объединений работодателей, в том числе Торгово-промышленной палатой РФ и Российским союзом промышленников и предпринимателей. В рамках соглашения стороны договорились о сотрудничестве по таким направлениям, как:

  • разработка и принятие целевых программ подготовки специалистов;

  • подготовка высококвалифицированных кадров, соответствующих потребностям современной экономики;

  • создание благоприятных условий для регулярных контактов вузов и бизнес-структур в области разработки и реализации национальных программ, проектов развития инновационного образования, фундаментальных прикладных исследований и иных мероприятий, представляющих взаимный интерес.

 

Время не ждет

Несмотря на то что предприниматели подтвердили свое намерение участвовать в реформе системы профобразования, учреждать гранты и инвестиционные фонды, а также создавать собственные образовательные программы, все прекрасно понимают, что  долго дело делается. А упущенное время — это упущенные возможности.

Поэтому пока идут разговоры о совершенствовании гособразования, бизнес организовывает дополнительное обучение и переподготовку сотрудников на базе учебных центров и курсов повышения квалификации, в том числе на самих предприятиях под руководством более опытных работников. Причем чем успешнее компания, тем сильнее она тяготеет к негосударственным формам профессионального образования для своих кадров.

Более того, за последний год доля предприятий, не сотрудничающих с ПТУ и профлицеями, выросла с 59% до 67%, с средними учебными заведениями — с 61% до 71%, с вузами — с 51% до 65%. Специалисты отмечают, что заметнее всего сократились такие формы сотрудничества, как заключение прямых договоров на подготовку и стажировку, а также на участие в финансировании учебных заведений.

Одним словом, бизнес сворачивает долгосрочные отношения с государственной системой профессионального образования. И ситуация не изменится до тех пор, пока работодатели не заметят реального повышения качества подготовки выпускников государственных образовательных учреждений.

Результаты распределения выпускников (среднее, впроцентах от общей численности выпускников по каждому уровню образования)