Экономист играет роль пророка, берущего на себя ответственность предугадывать развитие того или иного экономического показателя, когда ограничения по ресурсам и времени предполагают отбрасывать одни риски и увеличивать другие.
Экономист в своей работе затрагивает интересы всех подразделений предприятия. От его умения находить подходы к руководству, убеждать его в необходимости ужесточения того или иного норматива либо по-новому взглянуть на перспективы развития зависит выполнение подготовленных экономическим отделом планов и программ. Однако мало убедить начальство в своей правоте. Нужно еще принимать действительно верные, экономически обоснованные решения.
Профессиональные умения
Чтобы планы и программы экономического отдела были взвешенными и обоснованными, экономист должен уметь:
1) вести статистический учет информации по направлениям:
-
себестоимость продукции в разрезе всех затрат;
-
изменение цен на продукцию предприятия и его конкурентов;
-
стоимость ресурсов, которые предприятие использует в процессе своей деятельности;
-
рентабельность аналогичной продукции, выпускаемой предприятиями-конкурентами;
2) проводить анализ собранной информации с помощью специальных программных средств;
3) составлять текущие и перспективные производственные, финансовые и коммерческие бизнес-планы, согласовывая и взаимно увязывая все их разделы;
4) осуществлять контроль выполнения плановых заданий.
Для этого экономист должен обладать аналитическим типом мышления. Лучшие кандидаты на должность — выпускники физико-математических и иных факультетов, где в процессе учебы формируется подобный склад ума.
Экономистам, работающим с информационными системами управления предприятием, необходимо знание английского языка, в том числе технической терминологии, поскольку ряд программных пакетов не русифицирован. Кроме того, свободное владение английским необходимо, если предприятие работает на внешних рынках.
Полномочия и роли
Полномочия, которыми работодатель наделяет экономиста, зависят от многих причин, в том числе от компетенции специалиста, структуры предприятия, специфики решаемых задач. Например, в малых предприятиях директору достаточно иметь в штате одного грамотного экономиста, умеющего собирать необходимую информацию. Такой экономист наделяется лишь теми полномочиями, которые обеспечивают ему беспрепятственный доступ к подобной информации.
В средних и крупных компаниях руководитель экономического отдела, как правило, подчиняется непосредственно генеральному директору либо является одним из его заместителей с правом принятия решений по вопросам, касающимся выполнения подразделениями утвержденных плановых нормативов.
В зависимости от выполняемых функций и компетенции экономист предприятия может играть различные роли. С одной стороны, это, как правило, роли добытчика и сборщика экономической информации, аналитика и исследователя, а также инспектора и контролера по выполнению плановых показателей. С другой стороны, экономисту приходится играть роль судьи при согласовании вопросов между подразделениями предприятия, совмещая ее с неформальной ролью корпоративного «придворного», умеющего во время и по делу доложиться «хозяину».
Экономическое образование
К сожалению, система высшего образования не способна дать экономисту все необходимые навыки и умения. В интересах работодателя оплачивать обучение сотрудников экономического отдела и отслеживать дальнейшую их деятельность, формируя из них кадровый резерв. Целесообразно также организовывать семинары и тренинги с ключевыми участниками производственного процесса на предмет необходимости выполнения того или иного норматива.
Задачи экономического образования (2006 год)
-
Ознакомление с новыми экономическими теориями;
-
изучение новаций в области бухгалтерского учета;
-
формирование представления об экономической ситуации как в целом в мире, так и по отдельным странам и регионам;
-
ознакомление с системой снабжения и сбыта товаров;
-
изучение структуры и технологии производственного процесса, в котором работает экономист или предполагает работать в будущем;
-
освоение новых информационных технологий в сфере экономического анализа;
-
овладение основами программирования и проектирования информационных систем;
-
формирование основ работы в команде, в том числе по принятию управленческих решений и т. д.