В течение двух месяцев со дня приобретения нового автомобиля у него обнаружились недостатки. К нашей организации, официально представляющей автозавод, были предъявлены соответствующие претензии. Мы согласились с тем, что у автомобиля они присутствуют, однако отремонтировать его не смогли из-за отсутствия необходимых запчастей, о чем уведомили покупателя. Обязаны ли мы предоставить ему аналогичный товар на время ремонта? Может ли покупатель потребовать обмена автомобиля?
ЗАО «Автоком», Москва
Недостатки, возникшие у проданного товара, могут быть устранены либо изготовителем, либо продавцом в срок, оговоренный соглашением сторон. Если такой срок не установлен, то недостатки следует устранить незамедлительно (п. 1 ст. 20 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей»; далее — Закон). Продавец в случае ремонта товара длительного потребления имеет право предоставить в пользование покупателя аналогичный товар (п. 2 ст. 20 Закона). В соответствии с Перечнем товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.98 № 55, автомобиль не относится к подобным товарам, следовательно, на период ремонта автомобиль покупателю предоставлять не нужно.
Законом предусмотрено право покупателя на замену купленного товара на товар аналогичной модели. Это возможно в случае обнаружения существенных недостатков у технически сложного товара (п. 1 ст. 18).
Автотранспортные средства содержатся в Перечне технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.05.97 № 575.
Таким образом, нежелание продавца обменять технически сложный товар противоречит действующему законодательству. Следовательно, покупатель может обратиться в суд с требованием о безвозмездном обмене принадлежащего ему автомобиля на аналогичный товар.