«Послушать Запад. И сделать по-своему» («ЭЖ» № 30)
Понимаю, что серьезная дискуссия предполагает разброс мнений, а потому хорошо, что вслед за «рыночником» Владимиром Мау в газете выступает «государственник» Руслан Гринберг. Но не довлеет ли в нем директор института над ученым-экономистом? Нет сомнений в том, что нельзя слепо копировать чужой опыт. Но сколько же можно «делать по-своему»? Там, на Западе, агитируют не словами, а делами. А у нас? Вспомним, что в царские времена наивысшего расцвета Россия достигла при Петре Великом. Который, быть может, не копировал западный опыт, но активнейшим образом перенимал его. Результат: победы военные, дипломатические, экономические — причем практически на всех направлениях.
Заметьте: Петр не взваливал на государство хозяйственные функции. Правда, иные его чиновники весьма активно занимались бизнесом в России, богатели на поставках каких-то товаров для государственных нужд, изрядно на том приворовывая (Меншиков из них, как помним, был главнейшим вором). Но это — вопреки воле императора. И нам бы нужно учесть этот опыт как крайне негативный!
Григорий Субботин, аспирант,
г. Хабаровск
Хочу поддержать позицию Руслана Гринберга: увы, без активной помощи государства российская экономика еще долго будет слаборазвитой. Действительно, в некоторых отраслях «необходимы и прямое субсидирование, и льготы, и иная господдержка». Но в первую очередь это касается науки и инфраструктуры. На их финансирование государство обязано тратить те большие деньги, которых у бизнеса просто нет.
Но есть иной способ развития перспективных (с точки зрения общероссийской пользы) отраслей и направлений: налоговые льготы. Для чего наше государство собирает сегодня огромные суммы в федеральный бюджет? Неужели для того, чтобы эти деньги «прели» в казне или Стабфонде? Почему не освободить на определенное время – скажем, 5 лет — от налогообложения расходы бизнеса на модернизацию производства, техническое перевооружение, новое строительство? Да, в казне сразу поубавится доходов. Но даже любой студент-первокурсник скажет, что таким образом страна гораздо лучше подготовится к «трудным временам», которые когда-нибудь могут прийти вследствие падения цен на нефть…
Денис Разумов, студент экономического вуза, г. Самара
Еще в Библии говорилось о том, что следом за семью тучными коровами пойдут семь тощих – за годами богатства и процветания последуют не столь удачные времена. А в России к концу идет уже шестой «счастливый год», когда все экономические и социальные проблемы решаются благодаря высоким мировым ценам на нефть.
Но как мы использовали это природное и – увы! – временное преимущество? Дороги не построили, дураков ничему не научили. Прав Руслан Гринберг, критикуя власть за то, что мы «стремительно становимся страной, которая утрачивает собственное авиастроение». Но ведь даже космос – отрасль, которую можно поднять только государственными инвестициями, фактически забросили: мол, нет денег. У плохих хозяев их никогда не будет…
Петр Савельев, менеджер компьютерной фирмы, г. Красноярск
«Аппарат хочет кушать…» («ЭЖ» № 27)
Полностью поддерживаю позицию газеты об отмене кассовых аппаратов. У нас в райцентре N* объявился монополист в области ККТ в лице дочери бывшего начальника ОВД, ныне ответственного работника налоговой инспекции. Продажей, обслуживанием, а в итоге и учетом занимаются «налоговики» в лице дочери одного из их руководителей. Сама имеет несколько автомашин по перевозке людей (маршруты, где ККТ нет; даже на междугородних маршрутах выдавали бумаги с печатями, где нет ни номера, ни цены). Зато на других маршрутах три шкуры дерут за кассовые аппараты, выживая конкурентов. А ведь, по сути дела, аппараты здесь не нужны, потому что водители платят «вмененку». Что заработал сверху — это его личный заработок, вполне законный…
В.Н.
* Название населенного пункта и фамилии упомянутых в письме лиц (включая автора) не указываются, т.к. по приведенным фактам в данный момент осуществляется проверка. — Ред.
Редакция оставляет за собой право на минимальную литературную правку и необходимые сокращения.