Не секрет, что современное российское законодательство стабильностью не отличается. Порой уже через несколько месяцев после принятия нового закона депутаты начинают заниматься его доработкой.
Налоговый кодекс РФ в этом смысле не является исключением. Поправки в него вносятся каждый год, и конца этому процессу пока не предвидится, так как его нормы не вызывают восторга ни у представителей бизнеса, ни у работников ФНС.
Очередной попыткой «залатать дыры», которые обнаружились за те 7 лет, что действует НК РФ, стал так называемый закон о налоговом администрировании, вносящий поправки в ч. 1 НК РФ. Основные положения этого законопроекта прокомментировал к. ю. н., управляющий партнер компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» С. Пепеляев.
Встречайте, к вам проверка!
Среди множества внесенных законом поправок ключевыми являются, пожалуй, те, что вносят изменения в процедуру налоговой проверки.
Сейчас НК РФ предусматривает три вида налоговых проверок: камеральные, выездные и встречные. Законопроект относит к категории налоговых проверок только камеральные и выездные проверки, а встречные проверки низводятся в разряд вспомогательных инструментов налогового контроля.
Это позволяет сделать вывод о том, что при проведении встречных проверок налоговики будут не вправе использовать методы налоговых проверок. Неприятный момент заключается в том, что порядок проведения встречных проверок нормами НК РФ не регламентируется. А это оставляет руководству ФНС чересчур большую свободу творчества.
Меняется и процедура налоговых проверок.
1 При проведении выездной проверки у налогоплательщика появится возможность дать свои пояснения по поводу противоречий, выявленных проверяющими в представленных им документах. Проверяющие, которые обнаружили в документах какие-то сомнительные сведения, сообщают об этом налогоплательщику с требованием в течение 5 дней представить пояснения (если он не согласен с выводами налоговиков) или внести в документы исправления (если он согласен с этими выводами).
Кроме того, предусматриваются только три случая, когда проверяющие вправе требовать представления первичной документации. Это возможно при проверке, связанной с применением налоговых льгот, вычетов по НДС и уплатой налога на добычу полезных ископаемых.
2 Сроки проведения выездной проверки фактически увеличились. Если сейчас согласно ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух, а в исключительных случаях — более трех месяцев, то согласно законопроекту «стандартный» двухмесячный срок может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях – до шести месяцев.
Предусмотрено, что в последний день выездной проверки проверяющий обязан составить справку, где фиксируются предмет и сроки проверки. Эту справку он должен вручить налогоплательщику. Однако ответственность за невыполнение этого требования не предусмотрена.
К положительным для налогоплательщика моментам относится увеличение с 5 до 10 дней срока, который отводится проверяемому для того, чтобы представить документы по запросу налоговиков.
Казнить нельзя помиловать
Ряд поправок касается привлечения коммерсантов к ответственности.
Эта проблема стоит весьма остро. Сейчас не существует никакого объективного критерия, который позволял бы определить, в каких случаях работники ФНС должны направлять в милицию материалы для возбуждения уголовного дела по факту уклонения от налогов (ст. 198, 199 Уголовного кодекса РФ). На практике чиновники нередко перестраховываются, направляя в МВД материалы по должникам, независимо от того, есть ли хоть какие-то основания подозревать их в преступных намерениях.
Поэтому текст ст. 32 НК РФ предложено изменить таким образом, чтобы материалы для возбуждения уголовного дела передавались только при наличии двух условий:
-
за налогоплательщиком числится недоимка в сумме не менее 1,5 млн рублей;
-
эта недоимка не была полностью погашена в течение двух месяцев с даты, указанной в требовании об уплате налога.
Изменения коснутся и вопроса освобождения налогоплательщика от ответственности. В статье 111 НК РФ будет предусмотрена возможность рассматривать в качестве обстоятельства, исключающего вину налогоплательщика в совершении правонарушения, выполнение им письменных разъяснений государственного органа относительно порядка исчисления налога.
Таким образом, компания, планирующая совершить крупную хозяйственную операцию, может предварительно запросить в Минфине разъяснения о том, какие налоговые последствия будет иметь сделка. После этого компания поступает в соответствии с полученными разъяснениями. Если в результате орган ФНС, получивший сведения о такой хозяйственной операции, обнаружит, что разъяснения Минфина неверны и госбюджет недосчитался определенной суммы, он не сможет начислить налогоплательщику пени и штрафные санкции.
Но разъяснения Минфина нельзя рассматривать как истину в последней инстанции. Если суд установит, что претензии налоговиков правомерны, компании все-таки придется перечислить в бюджет недоплаченную сумму. Официальные разъяснения могут освободить налогоплательщика от наказания, но не от обязанности платить налоги.
В связи с этим выглядит вполне логичным, что закон о налоговом администрировании устанавливает двухмесячный срок, в течение которого орган Минфина, получивший запрос налогоплательщика, обязан дать ему разъяснение. Этот срок может быть продлен на 1 месяц.
За вами должок…
Авторы закона не забыли и о правах налогоплательщиков, у которых есть задолженность перед бюджетом.
Сейчас налоговые органы имеют право полностью приостанавливать операции по банковскому счету налогоплательщика-организации, задолжавшей казне. Это правило применяется и в тех случаях, когда сумма недоимки является чисто символической. Если за организацией числится копеечная задолженность, налоговики имеют полное право приостановить по ее счету операции по миллионным контрактам.
Такая ситуация явно противоречит здравому смыслу. Поэтому формулировку ст. 76 НК РФ решено изменить таким образом, чтобы работники ФНС приостанавливали операции только в пределах взыскиваемых сумм.
А те налогоплательщики, которые хотят иметь официальную справку о том, что у них нет проблем с отчислениями в казну, смогут получить соответствующий документ в течение пяти дней с момента обращения в инспекцию. Необходимость принятия этой нормы назрела давно, ведь по закону от компаний часто требуется подтверждение того, что у них урегулирован вопрос с налоговыми отчислениями. А срок получения соответствующей справки в настоящее время законодательно не установлен.
Если же при сверке по налогам обнаружится, что компания заплатила государству налогов больше, чем требует законодательство, у налогоплательщика возникает право на возврат или зачет суммы излишне уплаченного налога. В соответствии с законопроектом в ст. 18 НК РФ будет прописан трехлетний срок, в течение которого налогоплательщик вправе требовать зачета или возврата излишне уплаченного налога.
Для бизнесменов это неприятная новость, ведь в настоящее время зачет налога никакими сроками не ограничен.
Статистика знает все
Со вступлением в силу в 1999 году Налогового кодекса РФ число споров между органами ФНС и налогоплательщиками резко возросло. В 1999—2000 годах количество таких споров увеличилось на 98 процентов. С тех пор число тяжб, связанных с налогами, ежегодно увеличивалось. В 2005 году оно составило 425 236 дел, что на 21 процент больше, чем в 2004 году.
Можно предположить, что с принятием Кодекса налогоплательщики стали чаще отстаивать в суде свои права, так как деятельность фискальных органов была поставлена в строгие рамки.
Кроме того, если до принятия НК РФ налоговики самостоятельно в бесспорном порядке списывали штрафные суммы со счетов организаций, задолжавших казне, то НК РФ ввел судебный порядок взыскания любых штрафов. В результате число налоговых споров возросло за счет исков ФНС.
Так как с 1 января 2006 года налоговики получили полномочия по внесудебному взысканию небольших сумм штрафов, можно ожидать, что с этого года количество налоговых споров пойдет на убыль.
Если налогоплательщик не согласен
Если закон одобрит Президент, налоговым юристам придется осваивать новый порядок оспаривания решений инспекций ФНС.
Предполагается, что в Налоговый кодекс будет внесена новая административная процедура апелляционного обжалования.
Компания, которую не устраивает решение налогового органа, сможет подать на него апелляцию в течение 10 дней в вышестоящую инстанцию (например, в региональное управление ФНС). В этом случае вступление решения в силу приостанавливается.
Только после этого, если налогоплательщик не добьется положительного результата, он сможет обратиться за защитой в арбитражный суд. Срок давности в данном случае составляет три месяца.
Кроме апелляции в арсенале налогоплательщиков остается обжалование решений налоговиков не в апелляционном, а в обычном порядке. Этот метод можно будет применять для обжалования решений, уже вступивших в законную силу. Воспользоваться им смогут компании, которые в свое время не стали спорить с решениями налоговиков или просто не успели подать апелляционную жалобу. Такую жалобу можно будет направить в течение года.
Кстати, в ст. 22 НК РФ впервые будут внесены четкие сроки ответа налоговых органов на обращения налогоплательщиков: один месяц со дня поступления. В исключительных случаях этот срок может быть продлен еще на месяц.