Что «четвертует» четвертая часть

| статьи | печать

Президент внес в Госдуму законопроект части четвертой Гражданского кодекса России (ГК), который включает свыше 300 статей по авторскому и смежному правам, патентам и доменным именам. Народные избранники планируют его рассмотрение в ходе осенней сессии парламента. Между тем законопроект, регулирующий права интеллектуальной собственности (ИС) и во многом определяющий развитие инновационного сегмента экономики, вызывает серьезные возражения экспертов и бизнес-сообщества...

 

Разработчики законопроекта  уверены, что его принятие позитивно повлияет на защиту ИС в нашей стране. По мнению Дмитрия Медведева, вице-премьера Правительства, возглавлявшего правительственную Комиссию по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности, основная ценность четвертой части ГК состоит в том, что она устанавливает принципы правового регулирования всей совокупности ИС.

1 Парадоксально, но факт: серьезные возражения против нынешнего проекта высказывают представители бизнес-объединений, в которые входят собственники прав на современное программное обеспечение, на защиту которых во многом направлен новый вариант закона.  По оценке экспертов Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий и Некоммерческого партнерства поставщиков программных продуктов, в данной редакции документ неизбежно вызовет большие затруднения у судей и работников правоохранительных органов.

Потребуется заново нарабатывать практику и внедрять новые методические рекомендации по борьбе с пиратством. Правоохранительные органы и представители правообладателей будут вынуждены заново делать работу, которую они уже выполнили в области методического обеспечения деятельности по пресечению правонарушений в области ИС за последние 5 лет. В этот период правоприменительная практика будет парализована. И нет сомнений, что такой ситуацией непременно воспользуются пираты.

2 Еще одной лазейкой для недобросовестных участников рынка интеллектуальной собственности станет недостаточная защита научных открытий. Такой подход, по мнению Аркадия Туркина, советника председателя Российского авторского общества, тем более удивителен, что сейчас действующее законодательство открытия признает и охраняет. Ведь они не только повышают авторитет страны, но и служат одним из основных критериев эффективности вложения средств в фундаментальные исследования.

Авторы законопроекта считают, что он полностью соответствует международным стандартам. Они предложили ряду зарубежных экспертов дать свою оценку подготовленному документу. По словам Вениамина Яковлева, советника Президента, специалисты из США и целого ряда стран Западной Европы дали положительное заключение. Более того, многие из них отметили, что по-хорошему завидуют профессионализму российских законотворцев.

3 Оптимизма г-на Яковлева не разделяют аналитики Российского общества по мультимедиа и цифровым сетям, которые подчеркивают, что некоторые положения законопроекта не соответствуют международным договорам.

В большинстве случаев основные несоответствия — понятийные и терминологические. Между тем законодательство в сфере интеллектуальной собственности «предопределяется» положениями международных соглашений.

Это вынуждает использовать только общепризнанную, устойчивую терминологию и проверенные временем положения, хорошо согласующиеся с российскими законодательными актами и международными договорами.

Следует особо подчеркнуть, что отход от положений международных договоров неизбежно приведет к ослаблению охраны прав российских правообладателей за рубежом, причем в некоторых случаях последствия таких новшеств оказываются трудно прогнозируемыми.

Сомнения отечественных юристов разделяют их коллеги из США. Буквально за 3 дня до внесения законопроекта в Госдуму его содержание обсуждалось на встрече российских и американских экспертов в московском отделении Фонда Карнеги. Главный специалист фонда по правовым вопросам международной собственности Шерман Кэтц отметил озабоченность представителей музыкальной и кинематографической индустрии Америки распространением пиратской продукции на территории России, а также содержанием проекта четвертой части Гражданского кодекса.

4 Резкую критику со стороны бизнес-сообщества вызывает попытка урегулировать на уровне Гражданского кодекса вопросы регистрации и использования интернет-доменов. В предложенной редакции законопроект существенно ограничит возможности использования для создания доменов иных объектов исключительных прав (товарного знака, фирменного наименования, известного в Российской Федерации коммерческого обозначения, а также обозначения, сходного с ними до степени смешения).

Директор RU-CENTER Алексей Лесников считает, что введение жесткого регулирования в этой сфере приведет к тому, что в результате возможен уход пользователей из домена RU в доменные зоны с более либеральными правилами.

Перечень претензий независимых экспертов и участников рынка интеллектуальной собственности достаточно обширный, но самое главное, что пока нет ясного ответа на основной вопрос. Будет ли часть четвертая Гражданского кодекса эффективнее защищать права владельцев российской интеллектуальной собственности в нашей стране и за рубежом?

Критика и замечания не помешали правительственной комиссии продвинуть этот проект в Государственную Думу. Рассмотрение этого важнейшего документа, от которого во многом будут зависеть условия работы инновационных отраслей нашего хозяйственного комплекса, создание в нашей стране экономики знаний, будет проходить в течение осенней сессии парламента. А значит, время еще есть. «ЭЖ» намерена продолжить публикацию мнений ведущих юристов и аналитиков, занимающихся защитой интеллектуальной собственности. Приглашаем и читателей высказать свое мнение.

Цифры и факты

17% установленного в России программного обеспечения было лицензионным в 2005 г.

 

16% равнялся этот показатель в Китае

 

15% «правильных» программ было в Украине

 

79% составила доля лицензионных программ в США (самый лучший в мире результат)

(ИСТОЧНИК: BUSINESS SOFTWARE ALLIANCE)