В эпоху кризиса ликвидности каждому продавцу хочется, чтобы деньги несли в его кассу. Бывает, что продавцу везет: у покупателя просто нет выбора. Но удача так изменчива, а конкурентов так много. На войне как на войне. Этим принципом советуют руководствоваться гуру маркетинга. А какая война без разведки и шпионажа?
Герои недавно вышедшего в российский прокат фильма «Ничего личного», сотрудник ЦРУ Клэр Стенвик (Джулия Робертс) и агент MI6 Рэй Коваль (Клайв Оуэн), знакомятся при исполнении и влюбляются. Разумеется, долг, который превыше всего, вкупе с взаимным недоверием и хронической паранойей не позволяет им быть вместе.
Режиссер фильма Тони Гилрой за годы, посвященные созданию сценариев киносериала о Джейсоне Борне, успел познакомиться с людьми из спецслужб и заметил, что многие из них перешли в «частный сектор» и стали корпоративными разведчиками. Точно такая же судьба ждала Клэр и Рэя. Их работодатели – две корпорации, непримиримые акулы фармацевтики и косметологии. Главы компаний Говард Талли и Дик Гарсик готовы пойти на все, лишь бы сохранить собственные тайны и заполучить секреты конкурента.
Клэр внедряют в штат противника, чтобы добыть сведения о последних разработках команды Талли. Выясняется, что они готовят настоящий прорыв в области лечения алопеции – средство, возобновляющее рост волос. Рэй, агент Гарсика, с удивлением узнает в лице соперника свою давнюю любовь. Подталкиваемая взаимными чувствами Клэр предлагает объединить усилия и при первой возможности «слить» на сторону формулу шампуня и сорвать куш в 40 млн долл.
Так, начав карьеру с конкурентной разведки, герои фильма дошли до промышленного шпионажа. Отличие последнего в том, что он нарушает нормы законодательства, прежде всего уголовного. По мнению исследователей, во многих случаях предприятия прибегают к промышленному шпионажу, так как не обучены методам конкурентной разведки, а зачастую просто не знают об их существовании. Однако нередко бизнес сознательно идет на неоправданный риск, пытаясь достичь успеха за счет кражи результатов чужого труда. Наиболее популярными инструментами среди шпионов являются:
- подкуп лиц, способных передать документацию или образцы продукции по интересующей тематике;
- шантаж тех же лиц;
- кража секретных документов или образцов продукции;
- диверсия – временный или постоянный вывод из строя образцов продукции, предприятий или даже сотрудников конкурента;
- тайное физическое проникновение на объект конкурента, связанное с умышленным преодолением рубежей защиты;
- внедрение агента на предприятие или в страну конкурента с заданием получить доступ к информации или продукции, которые составляют предмет коммерческой или государственной тайны конкурента;
- хищение с помощью незаконного использования технических средств снятия информации (несанкционированное прослушивание чужих телефонных линий, незаконное проникновение в компьютерные сети и т. п.).
Конкурентная разведка представляет собой сбор и анализ данных из разных источников для принятия управленческих решений с целью повышения конкурентоспособности организации, проводимые в рамках закона и с соблюдением этических норм. Конечно, многие российские бизнес-разведчики действуют на грани шпионажа, и в этом далеко не только их вина: отечественное законодательство, в том числе в области защиты прав на интеллектуальную собственность, по-прежнему неэффективно и зияет дырами лазеек. Более того, первоначально конкурентная разведка была неразрывно связана с промышленным шпионажем. Разведка всегда и везде стоила так дорого, что осуществлялась либо на уровне органов государственной власти, либо частными компаниями по поручению государства. Вспомним хотя бы рассказ Артура Конан Дойля «Чертежи Брюса-Партингтона» из цикла произведений о Шерлоке Холмсе.
На уровне предприятия конкурентная разведка решает следующие основные задачи:
- информационное обеспечение процесса выработки управленческих решений на стратегическом и тактическом уровнях;
- заблаговременное привлечение внимания лиц, принимающих решения, к потенциальным угрозам бизнеса;
- выявление благоприятных для бизнеса возможностей;
- выявление совместно со службой безопасности попыток конкурентов получить доступ к коммерческим тайнам компании;
- управление рисками с целью обеспечить эффективное реагирование на быстрые изменения окружающей среды.
Сегодня информационно-аналитическая деятельность консалтинговых фирм и подразделений конкурентной разведки в компаниях основана на современных информационных технологиях, принимает на вооружение последние достижения в области искусственного интеллекта. А к началу 1990-х гг. сформировались международные и национальные общества профессионалов-разведчиков, которые позволили организовать обмен опытом между специалистами. Наиболее известны такие организации, как SCIP со штаб-квартирой в США и Competia со штаб-квартирой в Канаде. В России действует общество профессионалов конкурентной разведки РОПКР.
По мнению экспертов, правильно организованная конкурентная бизнес-разведка не ограничивается изучением предприятий-соперников, а проводит работу в отношении всей внешней среды компании. В частности, анализируются законодательство и политическая конъюнктура, миграция кадров, чья деятельность может оказать влияние на компанию, проводится поиск экспертов, способных проконсультировать по тому или иному узкоспециализированному вопросу, новые технологии, собственные клиенты и поставщики компании.
Все эти особенности конкурентной разведки ярко проиллюстрированы в фильме «Ничего личного». Тем не менее недаром в оригинале его название «Duplicity», что в переводе с английского означает «двуличность». Мало того что Клэр и Рэй подставляют и обводят вокруг пальца всех, включая своих напарников, они договариваются о продаже секретной формулы, добытой с помощью хитроумных манипуляций с оргтехникой, зарубежной корпорации. Не хочется раскрывать все коллизии сюжетной линии, но агентов в конце фильма ждет жестокий удар судьбы. Наивно полагать, что ты умнее всех и скрытая сущность шпиона, его настоящее лицо рано или поздно не потеряют маскировку.
Не менее глубокое разочарование подстерегает и Дика Гарсика, рвущегося наперегонки к вершине фармацевтического олимпа: украденная «тайна» не принесет ему ничего, кроме публичного позора и падения курса акций его компании.
Как учила герцогиня Алису, скитающуюся по Стране чудес, «мораль отсюда такова: всякому овощу свое время». Иначе говоря, эпоха, когда промышленный шпионаж хоть как-то оправдывал себя получением конкурентных преимуществ, уходит в прошлое: уже завтра утром все сегодняшние достижения догонят и перегонят. Откровенная уголовщина, помимо несоответствия принципам добросовестной конкуренции, становится коммерчески нецелесообразной. Зацикливаясь на себе, шпионаж ради шпионажа превращается в порочный круг и безальтернативно приводит к поражению в борьбе за покупателя.