Оптимизация расходов путем перевода сотрудников на надомную работу подходит не всем компаниям и эффективна только в отношении узкого круга специалистов. Во многих случаях дополнительные затраты, а также проблемы, возникающие в процессе выселения работников из офиса, могут оказаться «тяжелее» полученной экономии.
Основная причина, побуждающая руководителей предлагать работникам трудиться дистанционно, – желание сэкономить на аренде помещения. Но, чтобы обеспечить условия надомного труда, компании тоже придется изрядно потратиться. Так, организация одного рабочего места сотрудника, выполняющего трудовые обязанности с помощью компьютера, обойдется не менее чем в 1000 долл. В эту сумму включена стоимость оборудования, мебели, программного обеспечения и канцелярии. Кроме того, компании придется компенсировать работнику затраты на Интернет, электроэнергию и телефонные переговоры.
Могут возникнуть и трудности дисциплинарного характера. «Командный дух, стопроцентное выполнение функциональных обязанностей, дисциплина, передача опыта работы с коллегами невозможны при „удалении“», – считает директор по строительству ГК «Крайс Девелопмент» Арслан Мураткулиев. Далеко не каждый может организовывать свое время таким образом, чтобы восемь часов в день посвящать работе, а все остальное – отдыху и досугу. Возникают перекосы.
Устранить дисциплинарные нарушения можно с помощью специальных средств наблюдения. По словам Анны Мурзаевой, руководителя компании Md.consulting, на Западе активно используют программы, которые спонтанно делают скриншоты монитора надомника, чтобы руководство видело, чем занимается сотрудник в рабочее время. Впрочем, покупка и установка дорогостоящих программ – непозволительная роскошь для компании в условиях кризиса.
Конечно, можно несколько уменьшить зарплату надомникам, что, по словам руководителя отдела по связям с общественностью AVANTA Personnel Надежды Ляховской, работодатели зачастую и делают. Однако, изменяя условия труда, необходимо учитывать, что обиженные снижением заработка сотрудники начнут искать новую работу. А это непременно отразится на их производительности.
Стоит задуматься и над тем, что хорошо зарекомендовавший себя офисный менеджер может не справиться с управлением удаленным персоналом. Ксения Сухотина, генеральный директор компании «РБС – Человеческие ресурсы», отметила в разговоре с корреспондентом «ЭЖ», что, если начальник относится к категории тревожных руководителей, ему будет сложно выстроить отношения на «удалении». И не исключено, что такое напряжение перевесит полученную финансовую выгоду. В этой ситуации полезно, уменьшая число рабочих мест в офисе, не отказываться полностью от общения с коллегами, установив, например, поочередный график работы в конторе. Можно проводить регулярные встречи с коллективом, снимая помещение на время. Как показал анализ «ЭЖ», стоимость одного часа аренды переговорной комнаты в городах-миллиониках в среднем колеблется от 200 до 1500 руб.
Переводить на удаленную работу нужно людей, которые выполняют понятные и технически отработанные задачи и которым можно установить план с количественными показателями и жесткий срок его выполнения. Например, в подразделении, возглавляемом Романом Агафоновым (директором по развитию интернет-бизнеса компании Softline), удаленно работают контент-менеджеры, дизайнеры и верстальщики.
Успешно трудиться дома без вреда для бизнеса могут консультанты, тренеры, переводчики, работники творческих профессий (дизайнеры, журналисты, художники), репетиторы, швеи, вязальщицы. Причем наиболее дисциплинированными оказываются мужчины. Женщины с детьми, напротив, часто погружаются в домашние проблемы, забывая о работе.
К слову сказать, экономия при переносе офиса из центральной части города на периферию может составить до 50%.