Виновниками затянувшегося процесса переоформления права постоянного (бессрочного) пользования землей принято считать организации, не желающие расставаться с таким правом. Мы же рассмотрим обратную ситуацию, когда равнодушие к этой проблеме проявляет орган, представляющий собственника земли.
СИТУАЦИЯ
Общество в 2006 г. направило в орган местного самоуправления заявление о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками с предложением об оформлении части данных участков в собственность, части — в аренду и об изъятии фактически не используемых участков. Ответа так и нет, право собственности или право аренды на участки не оформлено. Часть земельных участков организация использует в хозяйственной деятельности. Сохраняется ли у общества обязанность исчислять земельный налог по указанным участкам? Если да, на основании каких правоустанавливающих документов?
Отказ от права и его метаморфоза
В статье 388 НК РФ установлено, что плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Чтобы ответить на вопрос о необходимости уплаты обществом данного налога, нужно установить, обладает ли оно каким-либо из указанных прав в отношении участков.
В рассматриваемой ситуации речь идет о попытке организации реализовать свои права в отношении соответствующих земельных участков:
— на отказ от права постоянного
(бессрочного) пользования земельным участком;
— переоформление данного права на право аренды участка;
— приобретение земельного участка в собственность.
Названные права реализуются в рамках разных процедур, которые регулируются соответствующими положениями Земельного кодекса РФ.
Так, условия и порядок отказа лица от права на земельный участок определены ст. 53 Земельного кодекса РФ. В ней предусмотрена и возможность отказа от права постоянного (бессрочного) пользования землей. Процедуры переоформления указанного права на право аренды и приобретения участка в собственность регулируются, в частности, п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и положениями ст. 36 данного Кодекса.
Говорить о приобретении и аренде земли юридическими лицами, владеющими ею на праве постоянного (бессрочного) пользования, как об их праве можно лишь условно. Дело в том, что согласно названному закону такие лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ, обязаны до 1 января 2010 г. стать арендаторами или собственниками соответствующих земельных участков.
Молчание как согласие
Итак, разграничив волеизъявления организации, перейдем к обсуждению первого из них.
Обратимся к уже упомянутой ст. 53 Земельного кодекса РФ, устанавливающей условия и порядок отказа от права на землю. Пункт 3 данной статьи в редакции, действовавшей в период подачи обществом указанного заявления, предусматривал, что при отказе лица от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком распоряжение им осуществляет исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В пункте 1 ст. 53 Земельного кодекса РФ предусматривалось, что отказ лица от осуществления принадлежащего ему права на земельный участок (подача заявления об отказе) не влечет за собой прекращение соответствующего права. Данный пункт распространялся на случаи отказа от любого (земельного) права.
Анализируя приведенные положения, отметим, что ст. 53 Земельного кодекса РФ неконкретна. Она не определяет ни форму подачи заявления, ни порядок его рассмотрения соответствующим органом. Следовательно, заявление об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком можно было составлять в произвольной форме. Основным условием признания заявления об отказе таковым можно считать достаточно ясно выраженное желание отказаться от права на земельный участок, который следовало каким-либо образом идентифицировать.
В обсуждаемой статье не определены сроки рассмотрения заявления. Поэтому надо исходить из того, что орган местного самоуправления должен был рассмотреть заявление в разумный срок, который не может исчисляться годами. Забегая вперед, отметим, что в настоящее время п. 4 ст. 53 Кодекса устанавливает месячный срок рассмотрения заявления об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования землей со дня получения такого заявления.
Во всяком случае при возникновении у соответствующего органа каких-либо вопросов он должен был уведомить о них заявителя. Например, при недостаточно ясно выраженном волеизъявлении или неполной идентификации участка органу местного самоуправления надлежало истребовать у общества дополнительную информацию. Обратим внимание и на то, что прежняя редакция ст. 53 Земельного кодекса РФ не предусматривала необходимость прилагать к заявлению каких-либо документов.
Подытожим сказанное. В данной ситуации орган местного самоуправления, получив от организации заявление об отказе от права на земельный участок и не уведомив ее о возникших у него вопросах, счел заявление достаточным основанием для совершения дальнейших действий, направленных на удовлетворение волеизъявления землепользователя.
Теперь обсудим положение п. 1 ст. 53 Кодекса о том, что отказ лица от осуществления принадлежащего ему права на землю (подача заявления об отказе) не влечет за собой прекращение такого права. Приведенная норма вовсе не означает, что орган, представляющий собственника земельного участка, вправе отказать коммерческой организации в удовлетворении ее заявления. Это утверждение противоречит нормам земельного и гражданского законодательства. Достаточно сослаться на п. 2 ст. 1 и п. 1 ст. 2 ГК РФ. Из указанных пунктов следует, что физические и юридические лица приобретают и осуществляют свои права своей волей и в своем интересе. Предпринимательской признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность. Поэтому, если общество считает, что земельный участок, на который оно имеет право постоянного (бессрочного) пользования, ему не нужен, никто не вправе обременять его этим участком в дальнейшем. Значит, на основании п. 1 ст. 53 Кодекса можно говорить лишь о том, что право лица на землю не исчезает автоматически в момент подачи им соответствующего заявления.
Возникает вопрос: когда именно лицо утрачивает это право?
Обратимся к письму Минфина России от 10.06.2005 № 03-06-02-04/41, актуальному в период, когда общество подало заявление об отказе от права землепользования. В нем финансовое ведомство, в частности, разъяснило, что согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Из статьи 2 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» следует, что такая регистрации — юридический акт признания и подтверждения государством, в частности, прекращения прав на недвижимость. Датой госрегистрации считается день внесения соответствующих записей о правах в названный реестр. Поэтому, по мнению финансового ведомства, организация остается плательщиком земельного налога до момента соответствующей регистрации прекращения ее права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок.
В то же время существовала иная точка зрения, сторонники которой не соглашались с разъяснением финансового ведомства. Приведем ее. Из положений Земельного и Гражданского кодексов не следует, что именно госрегистрация прекращения права обусловливает его фактическое прекращение. Кроме того, согласно п. 1 ст. 45 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования землей прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на земельный участок на условиях и в порядке, предусмотренных ст. 53 данного Кодекса. Но эта статья не конкретизирует процедуру отказа, на что уже обращалось внимание.
С такой позицией можно согласиться. А в качестве дополнительного аргумента указать на недопустимость ситуации, при которой момент прекращения обязанности уплачивать налог зависит от произвольного понимания чиновниками своих обязанностей, связанных с отказом землепользователя от своего права. Нужно помнить и о том, что государственная регистрация — длительная процедура. Помимо этого земельный участок мог быть и не зарегистрирован в ЕГРП.
Как же следовало поступить организации, не получившей в разумный срок от органа местного самоуправления ответа на свое заявление с учетом того, что в момент подачи заявления процедура отказа от права пользования землей не была определена?
Мы считаем, что в такой ситуации общество могло по истечении разумного срока со дня направления заявления об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования землей прекратить исчисление и уплату земельного налога по тем участкам, которые указаны в заявлении. У организации были все основания полагать, что орган местного самоуправления принял ее отказ от права пользования и соответствующие земельные участки поступили в распоряжение данного органа, как это и было предусмотрено в п. 1 ст. 53 Земельного кодекса РФ.
Общество в соответствии с приведенным положением ст. 388 НК РФ перестало быть налогоплательщиком в отношении этих участков. Однако поступить подобным образом можно было, только если организация фактически не использовала земельные участки и располагала доказательствами, что органу местного самоуправления направлено соответствующее заявление. В этом случае, по нашему мнению, налогоплательщик имеет возможность при возникновении конфликта отстаивать свою позицию в судебном порядке.
Если суд примет изложенные нами аргументы, спор может свестись к тому, какой срок в данном случае следует считать разумным. А при решении этого вопроса не исключена возможность использования действующего в настоящее время законодательства. Поэтому коснемся изменений, внесенных в ст. 53 Земельного кодекса РФ.
По всей видимости, на несовершенство указанной статьи обратил внимание и законодатель, конкретизировав процедуру отказа от права землепользования. Прежде всего с 1 января 2007 г. утратил силу п. 1 данной ст. 53 Кодекса, предусматривавший, что отказ лица от осуществления принадлежащего ему права на земельный участок не влечет за собой прекращение соответствующего права.
Кроме того, введенный в эту статью п. 4, в частности, устанавливает, что при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком орган местного самоуправления на основании поданного заявления в месячный срок со дня его получения принимает решение о прекращении права. Копия решения в трехдневный срок со дня его принятия направляется заявителю. А п. 5 предусматривает, что право на земельный участок, не зарегистрированный в ЕГРП, прекращается у лица, подавшего заявление с отказом от такого права, с момента принятия соответствующего решения.
Алгоритм отказа (2009 г.)
1. Компания-землепользователь решила отказаться от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
2. Землепользователь подает заявление об отказе от права на земельный участок в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (далее — госорган), предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса РФ.
3. В течение месяца со дня получения заявления, госорган обязан принять решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
4. В течение трех дней со дня принятия указанного решения его копию госорган должен направить землепользователю.
5. Право пользования участком, от которого землепользователь отказался, прекращается (земельный налог не исчисляется):
— с момента госрегистрации прекращения права в ЕГРП — для земельных участков, права на которые зарегистрированы в ЕГРП (позиция Минфина России);
— с момента принятия соответствующего решения госорганом (для земельных участков, не зарегистрированных в ЕГРП).
Пользуешься? Плати налог!
Теперь обсудим вопрос о налоговых обязанностях общества в части земельных участков, в отношении которых организация в 2006 г. предложила органу местного самоуправления оформить выкуп земли или установить арендные отношения. Будем исходить из того, что общество продолжает использовать данные участки.
Из пункта 4 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» следует, что рассмотрение заявлений юридических лиц о переоформлении их права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или право собственности на основании правил ст. 36 Земельного кодекса РФ — обязанность органов местного самоуправления. При бездействии названных органов или их необоснованных отказах организации вправе добиваться через суд заключения договоров купли-продажи или аренды. Право собственности или право аренды возникнет у землепользователя только после заключения с ним органом местного самоуправления соответствующего договора и государственной регистрации возникшего права. До завершения этих процедур юридическое лицо будет оставаться обладателем права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
В рассматриваемой ситуации общество не обращалось в суд с требованием о понуждении органа местного самоуправления заключить с ним договоры купли-продажи или договоры аренды земельных участков. Организация продолжает пользоваться землей на основании ранее предоставленного ей права постоянного (бессрочного) пользования. В данной ситуации продолжают сохранять силу документы о наличии у общества вышеуказанного права. Соответственно организация является плательщиком земельного налога согласно ст. 388 НК РФ.