Резкое сокращение поступлений в госбюджет подстегнуло отечественных чиновников к поиску новых источников доходов. Главной целью их «творческих» исканий, как и следовало ожидать, стал бизнес, которому, по замыслу Федеральной налоговой службы, следует платить новый налог со всех финансовых операций.
Глава ФНС России Михаил Мокрецов предложил ввести новый налог на все финансовые операции компаний и индивидуальных предпринимателей. В случае принятия поправок в НК РФ его величина составит 0,5% при каждом перечислении денег с банковского счета в уплату товаров, услуг, работ и при покупке имущества или имущественных прав.
Новый налог ляжет бременем только на предприятия и индивидуальных предпринимателей.
По оценке ФНС России, налог способен принести в казну около 400 млрд руб., или порядка 8% прогнозируемых поступлений в федеральный бюджет 2009 г. Эксперты отмечают, что аналогичный налог уже ввели некоторые развивающиеся страны, экономика которых серьезно зависит от экспорта сырьевых ресурсов, например Бразилия, Аргентина, Перу и Венесуэла.
В ФНС России считают, что налог имеет устойчивую налогооблагаемую базу и легко контролируется. Иного мнения придерживаются независимые аналитики. Похожий налог на финансовые операции уже существовал в 1997—2002 гг., когда взимался 1% с покупки наличной валюты. И тогда контролировать его было непросто. Банки старались уклоняться от его уплаты, открывая прямо в обменных пунктах покупателям валюты краткосрочные счета.
Серьезные трудности могут возникнуть в работе банков. На плечи их служащих ляжет большая дополнительная работа независимо от того, сделают их налоговыми агентами или только поставщиками информации о всех платежах для налоговых служб.
Но основное возражение против введения нового налога с финансовых операций заключается в том, что он по сути относится к типу оборотных налогов, отмены которых бизнес долгое время добивался в 90-х гг.
Непонятна и чрезмерная активность Федеральной налоговой службы в данном вопросе, которая, как известно, представляет собой структурное подразделение Минфина России и не является субъектом законодательной инициативы.
М. Мокрецову следовало бы сосредоточиться на улучшении налогового администрирования и сокращении затрат на содержание ФНС России как важного источника новых поступлений в бюджет. Ведь в условиях уменьшения налоговых поступлений вполне закономерно снизить численность сотрудников и не искать деньги где-то на стороне.
При резком падении объемов производства, которое сегодня наблюдаются в российской промышленности, нужно как минимум говорить о моратории на ставки существующих налогов, а не о введении новых поборов.