С 2009 г. начали действовать новые правила обязательной сертификации молока и его производных. В рамках нового техрегламента переработчики должны разделять натуральное молоко и молочный напиток, произведенный из сухих смесей, и указывать это на упаковках. То же касается и производных молочных продуктов.
Предпосылки к формированию единой формулы расчета цены на сырое молоко назрели уже давно: производители недовольны его низкой стоимостью, а переработчики пользуются выгодной для них ценовой конъюнктурой и пока не готовы идти им навстречу. Сегодня, по данным ОАО «ИТКОР», литр сырого молока в России стоит около 10 руб. Производители уверены, что речь должна идти о 12—18 руб.
По разным оценкам, так называемое восстановленное, то есть произведенное из порошка, молоко занимает от 20 до 40% рынка. Как отмечают его участники, после приведения в порядок новых правил цельное молоко и продукты, произведенные из него, как наиболее полезные могут подняться в цене, а на те, что произведены на основе порошкового молока, спрос снизится. Потребление молочной продукции в 2008 г. и без того снизилось на 5%, а цены на нее поднялись на 10,3%.
В настоящее время в России работают около 2 тыс. переработчиков молока и около половины молочных комбинатов производят продукцию на основе порошкового молока. Учитывая стоимость доставки натурального молока в отдаленные районы, цены на него могут подскочить в разы. При этом нельзя забывать, что жители только 20% регионов России имеют возможность покупать продукцию, изготовленную из цельного молока.
Переработчики оказались в сложном положении. Только крупные компании, имеющие большие обороты, относительно безболезненно могут согласиться с повышением цен на сырье. Очевидно, что дорогое молоко заставит средних и мелких переработчиков уйти с рынка. Такое развитие событий сложно назвать оптимистичным: предложение сузится, цены возрастут, что неизбежно приведет к падению и без того низкого потребительского спроса на молочную продукцию. Кроме того, это еще и очередной заработок для коррупционеров. В настоящее время в России нет возможностей определять, из чего произведено молоко. Никто не сможет проверить, что в пакет с надписью «натуральное молоко» разлит продукт, при изготовлении которого не применялись сухие смеси.
По мнению специалистов ОАО «ИТКОР», поддержку производителей необходимо сопровождать обязательной программой роста их эффективности. Переработчики, вкладывающие финансы в сырье, должны понимать, что деньги уходят в модернизацию конкретных хозяйств. В дальнейшем именно этот фактор повысит привлекательность всей молочной отрасли и действительно снизит себестоимость производства.
ОАО «ИТКОР»
www.itkor.ru