АВТОВАЗ и другие автопроизводители начинают распродавать модели 2008 г., а на новейшие машины обещают поднять цены. В то же время они всеми способами стараются подвести свой товар под госсубсидии по кредитам. Но роста цен на машины не избежать.
АВТОВАЗ объявил, что с 30 мая повысит отпускные цены на машины, произведенные в 2009 г., в среднем на 2,5%. В январе завод уже повысил цены на 2,45%.
Компания также сообщила, что снизит более чем на 10% цены на нераспроданные автомобили 2008 г. выпуска, чтобы стимулировать их сбыт.
За последние месяцы волжский гигант несколько раз останавливал конвейер: склады уже не вмещают продукцию, которую люди не спешат покупать даже после введения запретительных пошлин на ввоз подержанных иномарок.
По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи АВТОВАЗа в январе – феврале 2009 г. сократились на 37%, до 58 454 единиц, при общем падении рынка на 36%.
О повышении отпускных цен в среднем на 5% объявил и другой российский производитель – Ford.
И АВТОВАЗ, и Ford рассчитывают поправить свои дела благодаря решению правительства субсидировать банковские кредиты потребителям на покупку машин стоимостью до 350 тыс. руб. Ford, чтобы его машины попали под эти субсидии, даже снизил почти на 40 тыс. цену на базовую модель Focus. Другие компании, работающие в России, не спешат пойти по такому пути. И пока трудно спрогнозировать, какой тренд возобладает – повышательный или понижательный.
По мнению Ивана Бончева, председателя Комитета производителей автокомпонентов Ассоциации европейского бизнеса, руководителя автомобильной практики Ernst & Young, у большинства производителей пока нет четкого понимания, каким образом повышение цен скажется на потребительском спросе. Компании в ближайшие месяц-два будут реализовывать накопленные запасы моделей 2008 г. со скидкой. Но в связи с повышением таможенных пошлин и девальвацией рубля логично в скором время ожидать повышения цен на импортные автомобили.
И. Бончев объясняет повышение цен АВТОВАЗом тем, что его машины, как и продукция других российских компаний, примерно на 20% собираются из импортных деталей. Известно, что их поставщики уведомили АВТОВАЗ о повышении цен. Вероятно, заявленное концерном удорожание линейки – ответная реакция на их действия.
Вряд ли госсубсидирование кредитов сможет удержать рост цен. «Объем субсидий на приобретение автомобилей бюджетного сегмента довольно ограничен и исчерпает себя в течение пары месяцев. Поэтому маловероятно, что эта программа сколь-нибудь существенно повлияет с точки зрения объемов на рынок», – сказал И. Бончев корреспонденту «ЭЖ».